Алешин дернул стоп-кран
В понедельник главный конвейер «АвтоВАЗа» будет остановлен
Тольятти – в центре внимания всей страны.
Приказ № 310, подписанный на днях президентом ОАО «АвтоВАЗ» Борисом Алешиным, вызвал панику в федеральных СМИ и породил огромное количество слухов в самой автомобильной столице России. Этот документ регламентирует кадровую оптимизацию Волжского автомобильного завода: сокращение рабочих часов и введение сдельной оплаты труда на предприятии. Мэр Тольятти Анатолий Пушков, комментируя корреспонденту «АН» решение топ-менеджеров ВАЗа, сделал свой прогноз по количеству «высвобожденных» работников автозавода и смежных с ним производств. Градоначальник не исключает, что к осени 2009 года их число увеличится до 150 000 человек.
Плохие новости
Тольятти лихорадит. Сегодня рабочим автогиганта еще выплачивают 2/3 от своих докризисных зарплат. Накануне менеджмент ВАЗа объявил, что 3 августа главный конвейер будет остановлен (правда, на нынешних доходах заводчан это никак не отразиться). Топ-менеджеры ВАЗа обещают возобновить производство в феврале 2010 года. Сам Борис Алешин, по информации «АН» ушел в отпуск. Там же в приказе № 310 он распорядился сократить 10% управленцев автозавода. «Подсластить» горькую пилюлю не удалось. Шквал слухов захлестнул автомобильную столицу России. Один из них о том, что в город, якобы, стягивают внутренние войска на случай возникновения беспорядков, или стихийных волнений.
Стачка на прокачку
В организационный отдел мэрии Тольятти сразу после того, как содержание приказа № 310 стало достоянием общественности, пришли несколько рабочих ВАЗа. Они принесли заявку на проведение митинга.
— Мы известили городскую администрацию о том, что намерены провести митинг у здания дворца культуры и техники ОАО «АвтоВАЗ», — сказал в беседе с корреспондентом «АН» председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. – Сейчас мне трудно сказать, сколько примерно человек примет участие в митинге, но, учитывая настроения рабочих, людей должно собраться немало. Что касается тематики акции, то она будет связана с последними решениями руководителей завода. Сдельная система оплаты труда при 20-часовой рабочей неделе превратит нас в нищих!
«Чистая» альтернатива
Впрочем, не все автовазовцы верят в то, что проведение митинга приведет к кардинальному изменению сложившейся ситуации. Официальный вазовский профсоюз вышел с обращением к властям Самарской области. В этих письмах представители рабочих просят временно трудоустроить 20 тысяч человек. Благо теперь времени на подработку у вазовцев хоть отбавляй.
– Я думаю, этому количеству людей мы найдем, где заработать, — пообещал Пушков на планерке в мэрии.
Руководитель центра занятости населения Тольятти Владимир Багаев рассказал «АН», что заводчанам, желающим подработать, будет предложен так называемый низкоквалифицированный вид труда. Иными словами, вместо сборки машин работникам «АвтоВАЗа» можно будет подметать улицы, стричь газоны и кустарники, красить заборы и лавочки. Эта деятельность позволит одному рабочему пополнить семейный бюджет в среднем на 4 500 рублей.
У кого сценарий страшнее
Прогнозов много, но все они, увы, не утешительные. Руководитель департамента экономического развития мэрии Тольятти Денис Жидков выразил уверенность в том, что осенью «АвтоВАЗ» сократит, по меньшей мере, 20 тысяч человек. Петр Золотарев называет цифру в два раза больше.
— Уволить могут до 50 тысяч человек, — говорит он.
Руководитель пресс-службы «АвтоВАЗа» Александр Шмыгов заявил журналистам, что тоже не удивится, если кого-нибудь сократят. А Владимир Багаев, напротив, успокаивает:
«По закону любое предприятие должно уведомить центр занятости о планируемых сокращениях за три месяца. От «АвтоВАЗа» никаких заявок на увольнение людей к нам не поступало».
Но, так, или иначе, многие в Тольятти сегодня уверены, что «глушить» народное негодование будут при помощи ОМОНа и водометов. По словам Золотарева милиционеров уже расселяют в вазовских общежитиях.
А местные социологи тем временем рассуждают, к чему могут привести массовые увольнения людей. Сергей Дьячков, к примеру, считает, что социального взрыва не будет.
— В России численность внутренних войск в четыре раза превышает число военнослужащих, так что любые беспорядки будут тут же подавлены при помощи силы, — заявил социолог. Он также говорит, что опасаться стоит не социального взрыва, а криминального.
— Не секрет, что Тольятти в этом плане город крайне неблагополучный. И закончится все плачевно. Причем не только в плане мелкой преступности. Тольяттинский бизнес только недавно вошел в цивилизованное русло и сейчас можно ожидать возвращения лихих времен. Можно прогнозировать рост тяжких преступлений. Но этим дело не закончится. Общий фон в городе обязательно приведет к росту числа людей, страдающих психическими заболеваниями, наркоманией и алкоголизмом, — говорит Дьячков.
С мнением социолога согласен и глава УВД Тольятти Владимир Староносов. Во время последнего брифинга с журналистами главный милиционер Автограда отметил, что за последние месяцы в несколько раз возросло количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
Благодатная почва
Некоторые из ситуации, сложившейся в Тольятти, могут попытаться извлечь выгоду. Прежде всего, политическую. По неподтвержденной информации в августе в Тольятти хотят нанести визит лидеры ЛДПР и КПРФ Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов.
— Тольятти, пожалуй, самый «пролетарский» город России. И приезд сюда принесет большие политические дивиденды любому политику, — считает Сергей Дьячков.
Стоит отметить, что вопрос об увольнениях еще не решен. По данным «АН», будущее «АвтоВАЗа» будет обсуждаться на внеочередной совете директоров, который состоится в середине августа. К этому времени из отпуска должен вернуться президент предприятия Борис Алешин. Правда, не все ждут его возвращения.
— Лучше бы он не возвращался. Тольятти нужны другие управленцы, — считает бывший глава международной ассоциации дилеров ОАО «АвтоВАЗ» Юрий Целиков.
Остальные замерли в ожидании реакции Кремля.
Дмитрий Блинов, «Аргументы недели»
ФАКТ:
«АвтоВАЗ» намерен провести и сокращения управленцев. Как заявил и.о. президента предприятия Игорь Комаров примерно 10% топ-менеджеров будут вынуждены искать новое место работы. Это решение было принято на комиссии по оптимизации численности персонала, которая была создана недавно на «АвтоВАЗе».
ЦИФРА:
На площадках «АвтоВАЗа» на сегодняшний день скопилось около 85 тысяч машин. За счет остановки конвейера завод рассчитывает снизить эту цифру вдвое.