Новости

Юрий Чайка: в ПФО предприятия ЖКХ разворовали 850 млн рублей

5 декабря - ИА РС (РегионСамара): Юрий Чайка призвал активнее возбуждать уголовные дела в сфере ЖКХ

В сфере ЖКХ в Приволжском федеральном округе (ПФО) за девять месяцев 2012 года органами прокуратуры вскрыто около 50 тыс. нарушений, выявлено почти 2 тыс. незаконных правовых актов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 13 тыс. лиц. Об этом сегодня, 5 декабря, в Чебоксарах заявил генеральный прокурор России Юрий Чайка в ходе оперативного совещания по вопросам исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Приволжского федерального округа.

«Всего за девять месяцев 2012 года в Приволжском округе правоохранительными органами возбуждены 357 уголовных дел о финансовых махинациях организаций ЖКХ. Сумма ущерба составила почти 850 млн. рублей. Между тем взыскано только 22 млн. рублей, что составляет менее 3%», — сообщил Юрий Чайка, открывая совещание. При этом он напомнил, что по всей стране прокуратура совместно с другими органами проводит масштабные проверки в сфере ЖКХ.

«В Удмуртии, Пермском крае, Нижегородской области вскрыты случаи ненадлежащего исполнения обязанностей по переселению граждан из аварийного жилья. Нередко выявляются нарушения в деятельности контролирующих органов, в частности, в Чувашии и Ульяновской области. Региональными жилищными и строительными инспекциями, территориальными органами Роспотребнадзора по выявленным нарушениям зачастую не возбуждаются административные производства либо они незаконно прекращаются, отсутствует контроль за исполнением выданных предписаний», — сообщил генпрокурор.

Юрий Чайка отметил, что «не всегда эффективно» тратятся ресурсы, выделенные на развитие жилищно-коммунального комплекса, в том числе на капитальный ремонт домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В ряде случаев средства «расхищаются». Такие факты, по словам генпрокурора, выявлены в Татарстане, Нижегородской и Ульяновской областях.

В результате проверок выявлены многочисленные случаи незаконного прекращения подачи воды, тепла, электричества, в том числе по причине аварий и неудовлетворительного содержания жилищно-коммунальной инфраструктуры. В большинстве регионов ПФО выявлены нарушения при заключении и исполнении муниципальных контрактов на выполнение работ в сфере ЖКХ.

Три источника и три составных части воров-коммунальщиков

Специалисты выделяют три аспекта, негативно влияющих на эффективность и результативность реализации правоохранительными органами полномочий по борьбе с преступностью в сфере ЖКХ.

Во-первых, это — бездействие контролирующих органов. Зачастую бюджетные средства, направляемые в сферу ЖКХ, тратятся неэффективно, а в ряде случаев попросту разворовываются. С 2008 года в жилищно-коммунальный комплекс только республики Коми направлено 3,5 миллиарда рублей из бюджетов всех уровней. Но контролирующими органами за эти годы не выявлено ни одного нарушения, имеющего признаки состава преступления.

Только в столице республики Коми за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ отремонтировано 203 многоквартирных дома. Однако проверка их использования проведена лишь по 19 домам. В то же время, в 2011-2012 годах, установлены факты хищений и финансовых злоупотреблений в коммунальном комплексе на общую сумму более 200 миллионов рублей, по которым возбуждено 75 уголовных дела (36 в 2011 году и 39 в текущем). Все они возбуждены по результатам проверок прокуратуры и правоохранительных органов, а не по итогам проверок и ревизий контролирующих органов.

Во-вторых, существенным фактором, влияющим на выявление противоправных деяний, является аффилированность должностных лиц органов местного самоуправления с крупными управляющими компаниями и организациями, выступающими в качестве подрядчиков при выполнении работ.

Третий аспект связан со способом совершения преступлений в сфере ЖКХ. Практика показывает, что результативные проверки в этой сфере требуют тщательного изучения актов о приёмке выполненных работ формы № КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, утверждённых Госкомстатом России, выхода на место и их сопоставления с проектно-сметной документацией и реально выполненными работами.  Необходимость таких тщательных проверок очевидна, поскольку размер похищенного зачастую в разы превышает сумму, потраченную на производство работ.

Анна ЛЮБИМОВА

lubimova@regionmedia.ru

Регион Самара