Новости

Как чиновники продают историю Самары?

16 июля - ИА РС (РегионСамара): Очередной памятник архитектуры и истории в Самаре находится под угрозой уничтожения. Комплекс зданий так называемой Оренбургской экспедиции, имеющий статус памятников регионального значения, огорожен забором и готовится под снос. На его месте планируется возвести 16-этажное здание.

Очередной памятник архитектуры и истории в Самаре находится под угрозой уничтожения. Комплекс зданий так называемой Оренбургской экспедиции, имеющий статус памятников регионального значения, огорожен забором и готовится под снос. На его месте планируется возвести 16-этажное здание. На примере одного отдельно взятого памятника «Аргументы недели» попытались выяснить, кому мешают шедевры архитектуры, кто, как и почему пускает историю города под снос и сколько стоит «нелюбовь» чиновников к старой Самаре. 

От эмоциональных криков «Давайте защитим!» пора переходить к некой осмысленной, трезвой программе действий, — воодушевленно рассуждал глава Самары Виктор Тархов на первой экскурсии, организованной Комитетом спасения старой Самары. 
Маршрут следовал мимо печально известного здания Оренбургской экспедиции. Одно из старейших зданий Самары, окружено глухим строительным забором. Рядом установлен стенд с изображением элитной высотки в 16 этажей и с информацией о фирме-застройщике. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: еще один шедевр архитектуры вот-вот пойдет под снос. 
Мэр Самары тут же изобразил искреннее возмущение и дал распоряжение главному архитектору города «разобраться с ситуацией». Со дня экскурсии прошло почти три месяца, а забор и ныне там. 

«Плевок в лицо города»

Часть улицы Алексея Толстого, упирающийся в Хлебную площадь, просто дышит историей. На старинных кирпичах до сих пор сохранились следы печатей мастеров с ятями. Здесь и располагается комплекс строений, называемый Оренбургской экспедицией. Два кирпичных здания и прижимающееся к ним зеленоватое деревянное строение, построенное еще в 18 веке, официально зарегистрированы как культурные объекты регионального значения. За безликим строительным забором, потрепанный временем и безразличием властей, памятник архитектуры, кусок истории России. 
В этих домах, находилась знаменитая экспедиция, возглавляемая историком и политиком Василием Татищевым, — рассказывает заслуженный архитектор России Ваган Каркарян. — Ученые, врачи, видные деятели приехали в ещё неосвоенный край, чтобы изучить достопримечательности, природные богатства и местное население. В этих зданиях они жили и трудились. 
По словам Каркаряна, памятник не только часть истории, но и настоящая жемчужина архитектуры. Один из немногих образцов «классицизма» с хорошо сохранившимся эркером и деталями чугунного литья:
Оренбургская экспедиция имеет великую историческую и архитектурную ценность и то, что вместо него появится дурацкий 16-этажный дом – плевок в лицо нашего города и нашей истории! 
Так и не дождавшись обещанных решительных действий со стороны Виктора Тархова, «АН» решили выяснить, что происходит с памятником. Стоило нам копнуть глубже, как чиновничье рвение тут же утонуло в плотном информационном тумане. Из областного министерства культуры нам пришел неопределенный ответ, из которого следовало, что в безобразии замешаны городские власти. Вопрос, мол, не по адресу. От чиновников мэрии мы получили дежурную и до неприличия лаконичную отписку без внятной смысловой нагрузки. На добрую половину наших вопросов чиновники и вовсе предпочли скромно промолчать. К слову, даже поставить подпись на «филькиной грамоте», главный начальник по городским стройкам Александр Бурнаев не захотел. 

Как получают разрешения и «отжимают» застройщиков? 

Шокирующие подробности начали открываться, когда «АН» удалось связаться со специалистами, проводившим похожие проектные работы и архитекторами.

Чиновники никогда не расскажут об этом, ведь они сами наживаются на строительстве в исторической части города, — признался нам в разговоре «не под запись» специалист. — Есть определенные схемы, которые позволяют обойти закон. В нашей среде они общеизвестны и общеприняты. 
По словам специалиста, если вы решили построить 200-этажный небоскреб на месте драмтеатра, вас ждут несколько трудностей. Первая – неподходящая этажность, так градостроительный кодекс запрещает строить в исторической части города здания выше 6 этажей. Как оказалось, проблема решается в три этапа: первый – публичные слушания, второй – специальное согласование по этажности и третий – подпись мэра. Сначала о здании рассказывают жителям, они голосуют за стройку или против (как правило, «за» — утверждает мой собеседник). Затем с результатом слушаний идут на комиссию из депутатов, где народные избранники, призванные защищать историческое лицо города, дружно голосуют: «Строить!». После этого Тархов смотрит документ и если согласен — подписывает постановление об изменении этажности. Всё. Небоскреб в исторической части города вы уже вправе построить. 
Памятник архитектуры – другая песня. Здесь на поклон застройщику приходится идти уже к чиновникам министерства культуры. 
Застройщик обращается в министерство на проведение специальной экспертизы, — рассказывает специалист. — Экспертизу проводят и выносят решение: «памятник своему статусу не соответствует или утратил свою уникальность». Составляется бумага о сносе памятника. Другая схема: здание не лишается статуса памятника, а застройщик получает положенные по закону охранные обязательства и преспокойно его сносит. После заводят уголовное дело. Но по действующему законодательству, виновник может получить штраф в 200 тысяч рублей или, максимум, 2 года условно. Понятно, что дело обычно ограничивается штрафом. Сами подумайте, что такое 200 тысяч рублей, когда ставка идет на миллиарды?
— Большая сумма денег всегда компенсирует психологические и морально-нравственные страдания чиновника,
— язвительно улыбается наш собеседник. 
Впрочем, всех секретов «кухни» коммерсанты от архитектуры нам так и не раскрыли. 
Если мы вам все расскажем, как будем зарабатывать деньги? — разводят они руками. — Да и сесть в тюрьму, знаете ли, никому не хочется.

Как организовывают «согласие народа»? 

По закону, на слушаниях должны присутствовать простые самарцы, которым, между прочим, предстоит жить в родном городе. 
— Застройщики очень хорошо научились имитировать такие слушания, — рассказала «АН» депутат городской думы Алла Дёмина, не раз бывавшая на подобных мероприятиях. — Это отработанная схема, когда заинтересованной стороной приводят людей и дают им задание проголосовать «нужным» образом. Например, во время публичных слушаний по скандальной площадке на улице Вилоновской, 44 (на этой площадке в 2007 году фирма-застройщик ООО «Трансгруз» уничтожила памятник архитектуры, известный как усадьба Гергардта — прим. «АН») к зданию администрации Ленинского района на автобусах подвозили рабочих застройщика. Они битком забили маленький зал и коридоры администрации. Когда организаторы поняли, что числом все равно проигрывают жителям, были вызваны еще два автобуса с уже откровенными гастарбайтерами.

Откуда в Самаре столько памятников? 

Таким вопросом недавно задалась мэрия города. Поводом послужила обнародованная на днях статистика. Оказалось, в Самаре памятников архитектуры в разы больше, чем во Владимире или даже в 1000-летней Казани. Впрочем, многих в ступор вводят вовсе не цифры, а реакция на статистику городских властей. «Памятников слишком много! Это мешает вести строительный бизнес!» — заголосили чиновники мэрии. 
Такие заявления вызвали шквал негодования у экспертов.
Совершенно не понимаю, почему возмущается Тархов, — высказался архитектор Ваган Каркарян. — Что такое 1500 памятников, старых зданий на это полуторамиллионный город. Это что много? Что такое 1500 старых зданий в большом городе? Он должен радоваться и гордиться, что он живет в историческом городе, что у нас такое количество памятников! Если он сомневается, что всё это памятники, то пусть докажет, что это не так. А голословные заявления – это не солидно! 
Впрочем, некоторые наблюдатели говорят: в заявлении администрации есть зерно истины. Действительно, чем больше преград стоит на пути застройщика, тем дольше и больше его можно «доить». Вот только деньги в конвертах нести будут в министерство культуры, а не городским властям…

Лилия Зайцева, «Аргументы недели»

 

 

Регион Самара