Новости

Михаил Куперберг: «Зритель не хочет смотреть российские фильмы»

О том, насколько востребовано обществом серьезное кино, перспективах развития российского кинематографа и предпочтениях современного зрителя с корреспондентом РегионСамара.ру побеседовал президент киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг.

Прошлый сезон был сложным доля «Ракурса». С чем это связано?

— Можно выделить целый спектр причин. Нельзя сказать, что уменьшается количество людей, которые хотят читать книги или слушать серьезную музыку, смотреть кино. Но этот слой и так был небольшой, и, сейчас кажется, он постепенно уменьшается. Я преподаю долгое время, вижу, как меняется публика, молодые люди приходят в университет и меньше знают. Может быть, они лучше знают информационные технологии, впитывают как с молоком матери. Но они не знают какие-то принципиальные вещи, не читают основополагающие книги, не знают кинематограф или живопись. С другой стороны, все равно есть молодые люди, которые продолжают интересоваться серьезными вещами, но предпочитают это делать дома, у экранов компьютеров и телевизора. В этом проявляется атомарность современного общества, когда есть масса маленьких сообществ и клубов по интересам. Мероприятия, связанные с выходом в свет и большим количеством людей, не особо их интересуют. Люди замыкаются в себе, сложно судить хорошо это или нет, это просто данность. У нас наблюдается достаточно устойчивая возрастная смена. Люди начинают ходить в «Ракурс», учась в институтах, но исчезают, когда выходят на работу, обзаводятся семьями. Публика постарше сидит дома и появляется очень редко, будучи чрезвычайно занятой.

По тому, какое количество людей посещают те или иные сеансы, можно ли выявить, какие именно картины больше интересуют зрителя, на что он приходит с удовольствием?

— Раньше я мог назвать фамилии и типы популярного кинематографа, страны-производители, но, в этом сезоне за исключением нескольких названий нельзя сказать об устойчивой тенденции. В прошлом году был фильм «Вход через сувенирную лавку», это картина о современном искусстве и стрит-арте. В Самаре много людей, которые интересуются искусством, развито галерейное сообщество, в последнее время появились художники, это модно и актуально. И они пришли на эту картину, которая достаточно скептически относится к современному искусству, состоялся оживленный разговор, дискуссия.

Затем люди пришли на экранизацию Мураками «Норвежский лес», которую никто, кроме нас не показывал. Можно отметить еще два-три названия, но все фильмы очень разные и общую тенденцию выделить сложно. Постепенно образуются «ножницы» – пропасть между фильмами, нравящимся нам, которые мы считаем произведением искусства, и тем, что интересует зрителя. Между интересами зрителей и нашими собственными. Это касается и классического, и современного кино. Есть одна постоянная тенденция — короткометражки в программах международных фестивалей пользуются популярностью, за счет этих фильмов мы выходим в «нуль».

Насколько сейчас востребовано серьезное кино?

— Оно не востребовано. Это серьезный вопрос.

А российские фильмы?

— Зритель не хочет их смотреть. Мы показываем 8-10 картин российских, но, здесь опять «ножницы». Русские фильмы сделаны без той зрелищности, востребованной молодым зрителем, он не хочет смотреть кино, сделанное в реалистическом ключе. Хотя эти фильмы особые, в них показаны многие проблемы, они затрагивают социальные темы. Зачастую это фильмы без какого-то светлого начала и конца, достаточно депрессивные, но, они разговаривают с вменяемым зрителем о современной России. А люди не хотят сегодня смотреть проблемное кино. Но, беда наших кинематографистов заключается еще и в том, что американцы могут делать фильмы о проблемах — терроризме и многонациональных обществах, но, они делают это вкусно, зрелищно. Тот же «Миллионер из трущоб» или «Король говорит». У нас практически нет таких режиссеров, которые могли бы найти «золотую середину» и рассказывали бы о сложных вещах легко.

Тогда возникает вопрос о подготовке режиссеров и актеров. Как Вы ее оцениваете?

— Подготовка очень плохая. Все наше кинематографическое образование такое, театральное более живое, там остались традиции…..а кинематографическое, оно давно такое… Нет тех режиссеров, которые являлись бы и замечательными педагогами. Сами по себе они хороши, но не могут воспитать смену.
Однако предыдущие поколения воспитывали эту смену, будучи замечательными педагогами. Влияет совокупность всех причин — низкий технический уровень, государству это абсолютно не нужно, оно считает, что кинематограф самодостаточен и окупается. Делают коммерческое кино и замечательно, зачем вкладывать деньги в хорошее образование?

Весной в Самаре проходили съемки фильма, режиссером которого был Урсуляк. Он высказывал надежду, что раз в городе сохранилось множество старинных зданий и колорит, то Самара может стать городом, где будут снимать исторические картины. Как Вы считаете, есть ли для этого предпосылки?

— Не знаю. В Самаре снимали и раньше. У нас был закрытый город, но, несмотря на это снимали, например, «Хождение по мукам». Все режиссеры, приезжающие к нам в гости, говорят: «Какие у вас замечательные здания! Речь идет об отдельно стоящих зданиях, а, в целом…как все плохо и ужасно». Можно снимать, почему нет? С другой стороны, нужна некая культурная политика в городе и вообще в стране. Есть же пространственные возможности, чтобы делать пейзажные и натурные съемки, но, нужно создавать некую базу, привлекать инвесторов. Но этим у нас никто не занимается. Необходима государственная политика, потому что меценаты в нашей стране еще не появились, должно пройти несколько поколений, чтобы внуки и правнуки диких капиталистов заинтересовались серьезным искусством, как было, когда появились Щукины и Мамонтовы.

В России этого нет, разве что в Москве и Петербурге. Всерьез этим никто не занимается, а в провинции тем более. Но, с другой стороны — «PERMM», это пиар-проект, связанный с современным искусством и Маратом Гельманом. В Перми нашлись люди, в том числе, губернатор и министр культуры, которые сами хотели многое изменить и у них получилось, хотя ситуация сложная — противостояние местной интеллигенции и приезжих. Там сейчас реализовывается много проектов. Многое зависит от людей, которые работают и живут в конкретном месте. Нам не повезло.

Какие картины можно посмотреть в этом сезоне в «Ракурсе»?

— Мы все лето мучительно думали над этим. Очень трудно понять настроение публики. На сентябрь запланированы два события — традиционный фестиваль французского кино под названием «Жульетт Бинош и другие», который мы проводим с «Альянс Франсез Самара», он начнется 22 сентября и завершится 13 октября. Программа сформирована, в нее включены три классических фильма с этой замечательной актрисой и один документальный фильм о ней, снятый ее сестрой. В этой картине она предстает как театральная актриса и художник. Кроме того, мы покажем несколько современных французских картин, одну анимационную и фильм для семейного просмотра «Ослиная шкура». Также пройдет пятый Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов, он традиционно пользуется большим спросом. Что касается остального – то будут единичные проекты, видимо, какие-то эксклюзивные вещи, но их будет не очень много, картины, которые мы находим у своих партнеров.

Киноклуб «Ракурс»: Дом актера, ул. Вилоновская, 24, т. 332-08-45.

 

 

Анна ШИПИЛИНА

shipilina@regionmedia.ru

Регион Самара