Комитет защиты Тольяттиазота ищет справедливости у правоохранителей
В продолжении истории о выводе средств с Тольяттиазота (первая публикация и вторая публикация) поступило обращение от председателя «Комитета защиты «Тольяттиазота» от криминала в Генеральную прокуратуру Следственный комитет и Федеральную службу безопасности РФ. Целью обращения послужило требования Юрия Снегурина (председателя комитета) провести тщательную проверку деятельности руководства ПАО «Тольяттиазот» на предмет возможных нарушений законодательства РФ.
В распоряжение редакции сайта tltTimes.ru поступило обращение от председателя «Комитета защиты «Тольяттиазота» от криминала» Юрия Сергунина, который обратился от имени комитета в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Главной причиной обращения в правоохранительные органы стал систематический вывод средств завода через различные каналы, одним из которых стали договоры фрахта и коммерческого обслуживания судов.
«Комитет защиты «Тольяттиазота» от криминала» был создан в 2019 году по инициативе жителей Тольятти, в том числе и сотрудников завода. Отметим, что организация получила большую общественную поддержку – более 20 тысяч человек поставили подписи под открытым письмом, опубликованным на сайте комитета.
«Тольяттиазот» – крупнейший российский производитель аммиака, опасный производственный объект. И сегодня, по оценке комитета, предприятие испытывает острый дефицит финансовых средств, что сказывается буквально на всех аспектах его деятельности. Заводское оборудование, которое годами не обновлялось, разрушается, прогнившие трубопроводы аммиака и природного газа испускают ядовитые и взрывоопасные вещества. На предприятии практически не соблюдаются нормы промышленной безопасности. Все это угрожает не только жизням и здоровью жителей региона, но может в любой момент обернуться техногенной катастрофой федерального масштаба. С начала этого года на «ТоАЗе» произошел уже целый ряд несчастных случаев, которые привели к гибели нескольких человек.
Автор обращает внимание и на нездоровую обстановку внутри коллектива, которая сложилась в последнее время. Сотрудники предприятия испытывают постоянный стресс и опасения за свою жизнь и здоровье, неугодные увольняются, профессиональные специалисты заменяются на неквалифицированных, но лояльных работников, согласных действовать по указке руководства, не обращая внимания на закон. Кроме того, урезаются социальные программы, зарплаты и премии.
В обращении, направленном в российские правоохранительные органы, сказано, что основной причиной, сложившейся на заводе, некогда являвшимся флагманом советской, а затем российской промышленности, стал многолетний вывод средств предприятия за рубеж его владельцами – Владимиром и Сергеем Махлаями. Вместо инвестирования заработанных «ТоАЗом» средств в развитие и ремонт производственных мощностей, Махлаи долгие годы направляли заводские деньги в свои офшоры.
В 2012 году Следственный Комитет РФ возбудил в отношении Махлаев и их зарубежных соучастников уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Дело расследовалось более пяти лет, и в 2019 году Комсомольский районный суд вынес фигурантам обвинительный приговор. На суде было доказано, что с «Тольяттиазота» годами выводились деньги под прикрытием экспортных операций.
Продукция, поставляемая на экспорт, продавалась по существенно заниженной (на 20-40%, по отдельным сделкам на 60%) цене единственному покупателю – швейцарской компании Nitrochem Distribution, которой владел Андреас Циви – один из заочно осужденных по тому же уголовному делу. Затем Nitrochem Distribution перепродавала эту же продукцию по рыночным ценам, а незаконно полученная разница отправлялась на офшорные счета участников преступной схемы. Таким способом основные владельцы ТоАЗа с 2008 по 2011 годы нанесли заводу ущерб в сумме 77,3 млрд рублей, а российское государство недосчиталось около 3 млрд рублей налогов.
Схем, позволяющих Махлаям регулярно выводить огромные средства, принадлежащие заводу, за рубеж много. Одна из них – через договоры судового фрахта и эксплуатации судов. Ущерб предприятия в этом случае ежегодно составляет не менее 60 миллионов долларов США в год.
Этот канал вывода средств «заработал» в 2016 году. При этом до декабря 2016 г. «ТоАЗ» не нес никаких затрат, связанных с эксплуатацией судов. От предприятия требовалось лишь доставить аммиак в порт Одессы, то есть по аммиакопроводу «Тольятти – Одесса». Все вопросы заказа судов, логистических услуг по фрахту, погрузочно-разгрузочных работ, портовых услуг, страхования грузов были в зоне ответственности упомянутой выше компании Nitrochem Distribution AG, входящей в холдинг Ameropa AG швейцарца Андреаса Циви.
Заместитель генерального директора Дмитрий Межеедов (с июня 2019 года – генеральный директор ЗАО Корпорация «Тольяттиазот») с помощью консалтинговой компании Ernst & Young осуществил реформирование коммерческой деятельности. Был разработан проект договора об оказании услуг по управлению коммерческой эксплуатацией судов, который одобрил лично Сергей Махлай. И 1 декабря 2016 г. договор сроком на пять лет был заключен.
В соответствии с договором все права по оказанию фрахтовых услуг без проведения тендеров перешли к корпорации Prime Gas Management Inc., зарегистрированной на Маршалловых островах. На эту компанию были возложены все операции, а также расчет затрат по эксплуатации судов. Отмечено, что все вопросы, связанные с договорами фрахта, находятся строго в ведении гендиректора Межеедова, который единолично принимает решения по платежам. Никакие другие службы завода – ни служба экономической безопасности, ни экспортный отдел, ни отдел анализа цен не имеют права контролировать исполнение договоров фрахта. Информация о работе Prime Gas Management Inc. и Northwind Transenergy AS of Norway является закрытой и не подлежит ни аудиту, ни анализу, ни обсуждению.
«ТоАЗ» перечислял на счет Prime Gas Management Inc. 400 тыс. долларов США на каждое судно в виде оборотного капитала для обеспечения его деятельности (для пяти судов сумма 2 млн долларов США). При этом требования пересматривались ежемесячно и ежеквартально. По дополнительному соглашению требовалось еще и проплачивать по каждому судну прогнозный аванс в размере 250 тыс. долларов (для пяти судов сумма 1,25 млн долларов США). Допсоглашением к тайм-чартеру с компанией Northwind Transenergy AS (Норвегия) «ТоАЗ» в качестве фрахтователя за первый период (с 2 февраля 2017 г. по 31 января 2018 г.) уплатил месячную сумму фрахта в размере 797 900 долларов, то есть, за первый год стоимость фрахта составила 9 574 800 долларов за одно судно (за пять судов годовая сумма 47 874 000 долларов). С 1 февраля 2018 г. «ТоАЗ» в качестве фрахтователя уплачивает месячную стоимость фрахта уже не ниже 909 000 долларов, то есть 10 908 000 за одно судно в год (54 540 000 долларов за пять судов). Таким образом «ТоАЗ» несет все затраты по содержанию иностранных предприятий.
В обращении отмечено, что «ТоАЗ» берет на себя и все расходы в портах Турции, Туниса, Марокко, Болгарии, Египта. Там не принимаются суда с водоизмещением до 10 тысяч тонн, а «Тольяттиазот» отправляет суда с загрузкой не менее 20 тыс. тонн аммиака. Таким образом, судно разгружается лишь частично, что не является эффективным с логистической точки зрения. При этом предприятие берет на себя расходы по дополнительной доставке указанных партий в 10 тыс. тонн.
С учетом всех выплат за так называемые услуги фрахта ежегодно с «ТоАЗа» нелегально выводится около 60 миллионов долларов. С декабря 2016 года по декабрь 2021 года сумма выведенных средств может составить 300 миллионов долларов США.
По мнению председателя «Комитета защиты «Тольяттиазота» от криминала» Юрия Сергунина, все эти факты должны стать основанием для проведения ведомствами тщательной проверки деятельности руководства ПАО «Тольяттиазот» на предмет возможных нарушений законодательства РФ. В случае подтверждения противозаконная деятельность должна быть остановлена, виновные лица должны получить соответствующее наказание и возместить нанесенный ими ущерб.