Новости

«Тольяттиазот» продавил решение о возобновлении строительства порта в Тамани?

Согласно информации, опубликованной недавно на интернет-портале «Темрюкинфо», на границе Таманского и Новотаманского сельских поселений в районе поселка Волна Краснодарского края планируется строительство крупнейшего в России завода по производству метанола. Уже сейчас для реализации этого проекта отведено 72 гектара земель. Это проект вызывал бурное негодование у местных жителей, которые уже назвали его еще одной «экологической бомбой на Тамани».

Администрация Краснодарского края согласовала этот проект в условиях строгой секретности и втайне от населения. В ходе совещания, состоявшегося 1 февраля в Краснодаре, проект был утвержден, а возможным местом размещения химического терминала был определен Темрюкский район.

В планируемом строительстве должны принять участие зарубежные компании из Объединённых Арабских Эмиратов, Индии, Китая, Великобритании и Южной Кореи.

Завод предположительно будет производить 10 млн. тонн метанола в год. Это очень высокие показатели, учитывая, что 5 ныне существующих в России заводов по производству этого вещества за год вырабатывают всего 3 млн. тонн спирта.

Метанол имеет достаточно широкое применение. Он используется в газовой промышленности, его также применяют для выпуска формальдегида, формалина, уксусной кислоты. Кроме того, метанол применяют в лакокрасочной промышленности. Используют его и как добавку к жидкому топливу для двигателей внутреннего сгорания. В России для использования в потребительских товарах метанол запрещен.

Одновременно метанол – это сильнейший яд, при попадании в организм человека разрушающий нервную и сосудистую системы. Даже небольшие количества метанола вызывают тяжелейшее отравление, а затем слепоту. При более тяжелых отравлениях – смерть.

Учитывая высокую опасность, которую влечет производство этого вещества и невероятно большие объемы планируемого производства, строительство подобного метанолового завода – это очень серьезный и рискованный проект не только для Краснодарского края, но и в масштабах всей страны.
По словам депутата районного Совета, члена Экологической Вахты по Северному Кавказу Вадима Новопашина, территория, на которой планируется постройка химического терминала, располагается в сельскохозяйственном районе Кубани, и некогда принадлежала курортному поселку Волна. Она является уникальным археологическим памятником. Любому вмешательству в эту зону должно предшествовать тщательное исследование. Разрешение на проведение работ в этих местах выдает организация «Наследие Кубани», обращений в которую не поступало, сообщает «Темрюкинфо».

Безусловно, что для реализации этого крупного проекта необходимо урегулировать огромное количество вопросов, и в первую очередь, предусмотреть и просчитать все возможные экологические риски, согласовать строительство завода с контролирующими органами, местными властями и жителями.
Строительство метанолового завода еще не началось, но уже сейчас этот проект вызывает серьезное беспокойство. Дело в том, что отгрузку готовой продукции – метанола – планируется осуществлять через пока еще не построенный терминал ОАО «Тольяттиазот», через который ТоАЗ намерен переваливать сотни тысяч тонн своей опасной химической продукции – аммиака и того же метанола. Именно порту в Тамани отведена роль в будущем стать основной логистической единицей в цепочке поставок продукции «Тольяттиазота» за рубеж.
Напомним, что этот морской терминал – это многолетний долгострой «Тольяттиазота», возведение которого было остановлено совместными силами краснодарских властей, природоохранных ведомств, МЧС и общественности, по результатам выявленных нарушений экологических норм и правил, допущенных при проектировании и строительстве объекта.

Эти нарушения вызвали целую серию митингов протеста среди местного населения в 2002 и 2003 гг., о чем писали многие СМИ. В результате, в 2004 году строительство порта было остановлено.
Активистами местных экологических движений даже было направлено письмо Владимиру Путину. В нем они сообщили о необходимости проведения экологической экспертизы, случаях злоупотребления служебным положением со стороны тольяттинского руководства проекта и предоставили список нарушений допущенных на объекте.
Руководство ТоАЗа все эти годы различными способами пыталось возобновить строительство своего морского погрузочного порта.

Так, руководство Тольяттиазота использовало январский инцидент, возникший между ТоАЗом и его украинским партнером по перекачке аммиака «Укртрансаммиак», когда украинская сторона перестала принимать продукцию ТоАЗа из-за возникших технических проблем на тоазовском участке аммиакопровода. По словам руководства «Тольяттиазота», в результате действий Украины, производство на ТоАЗе, якобы, пришлось остановить.
Теперешнее внезапное решение краснодарских властей о строительстве метанолового завода предоставляет руководству «Тольяттиазота» возможность автоматически возобновить проект строительства терминала, который предполагается задействовать в отгрузке метанола.

То есть местные власти, по сути, развернули свое когда-то стойкое решение о запрете проекта строительства порта на 180 градусов и дали ТоАЗу «зеленый свет». Это заставляет серьезно задуматься о причинах такой резкой смены курса краснодарскими властями. Что произошло за последние несколько месяцев? Какими методами руководству «Тольяттиазота» удалось переубедить власти краснодарского края?

По мнению экспертов, следящих за развитием ситуации, на самом деле никакой завод по производству метанола в Краснодарском крае построен не будет. Объявленное решение о строительстве завода – это лишь уловка, прикрытие, с помощью которого руководство «Тольяттиазот» пытается реализовать свой проект по строительству морского терминала. Многие убеждены, что предполагаемое участие эфемерных «иностранных инвесторов» из Объединённых Арабских Эмиратов, Индии, Китая, Великобритании и Южной Кореи – тоже лишь обманка, призванная придать планам возведения метанолового завода большую достоверность. Обстановка секретности, в которой было принято это решение, косвенно подтверждает предположение о коррупционной составляющей подобной комбинации.

Расчет руководства «Тольяттиазота» таков: перенаправить протесты общественности и экологов на новый опасный химический объект, и под шумок продолжить строительство своего порта.
И действительно, местное население активно возражает против появления в экологически чистом курортном месте Черноморского побережья огромного химического монстра. Люди надеются, что волна их негодования докатится до федеральных властей. Тогда серьезные вопросы могут быть заданы переназначенному в марте этого года на новый срок губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, который должен будет объяснить, что происходит в его вотчине.

Кстати, в последнее время в Россию зачастил главный распределитель финансовых потоков корпорации «Тольяттиазот» Андреас Циви, владелец компании Nitrochem Distribution AG – крупнейшей щвейцарской офшорной трейдинговой структуры (и одновременно акционера) ТоАЗа. Не раз в этом году замечен он был и в коридорах краевой администрации. Циви – один из тех, кто кровно заинтересован в скорейшем строительстве порта в Тамани, и кто уже вложил немало средств от перепродажи продукции предприятия в этот проект.

Сейчас через компанию Nitrochem Distribution AG Циви продает около 1,5 млн. тонн тоазовского аммиака в год. А может – гораздо больше, причем с еще большей выгодой – для этого требуется во что бы то ни стало достроить порт. Проблемой и камнем преткновения когда-то была краевая администрация. Похоже, что после многолетних поисков Андреас Циви смог решить эту проблему.

Источник: tltgorod.ru

Регион Самара