Бренд оптических салонов отдают по франшизе.
Самарская компания, занимающаяся оказанием оптометрических услуг, планирует увеличить свое присутствие в Самаре и выйти на рынки других регионов. Но управлять новыми салонами будет не сам центр коррекции зрения «Октопус». Свою торговую марку сеть намерена передать коммерсантам, т. е. будет развивать по франшизе.
На данный момент компания не афиширует, но и не скрывает свои планы. Как сообщили «СГ» в ЦКЗ «Октопус», развитие планируется, несмотря на то, что самарский рынок оптометрических услуг уже перенасыщен. По оценкам экспертов, необходимое количество оптических салонов в городе — один на пятьдесят-шестьдесят тысяч жителей. В Самаре же это соотношение уже превышено почти в два раза. «Где-то, конечно, глазных салонов недостает, — сообщил «СГ» менеджер по франчайзингу ЦКЗ «Октопус» Виктор Прокофьев. — Это районы Зубчаниновки, улица Демократическая, например. Но там и не слишком большой поток клиентов, хотя занимать эти «белые пятна» салонами формата «у дома» необходимо».
Впрочем, сейчас схема развития «Октопуса» предполагает абсолютно другие решения. Бренд будет предоставлен всем желающим работать под ним за ежемесячное роялти (в данном случае — плату за бренд), объем которого пока не называется. «Мы будем предлагать небрендированным самарским оптикам перейти под наш товарный знак, — рассказывает Виктор Прокофьев. — Впрочем, сейчас мы нацелены скорее на другие города области и даже другие регионы».
По информации «СГ», «Октопус» планирует выйти на рынки четырех регионов страны. Еще одна причина, по которой схема развития сети по франчайзингу выгодна, — это схема поставок. Все брендированные салоны будут получать товар от определенных поставщиков, а посредником будет сам центр коррекции зрения. Это, по оценкам экспертов, позволит компании нарастить свои продажи как дистрибьютору и, возможно, перезаключить договоры с основным поставщиком на более выгодных условиях.
«Сейчас наемный персонал и менеджмент филиалов не заинтересован в развитии салонов, — рассуждает Виктор Прокофьев. — Но франчайзи будут напрямую заинтересованы в этом: ведь они сами будут получать прибыль за вычетом роялти. И им придется просто «рвать» своих конкурентов».
Однако, по мнению других игроков рынка, франшиза даже в сфере оптометрических услуг — это, мягко говоря, бизнес «на грани».
«Для торговли шинами и карандашами такая схема, конечно, хороша, но рынок медицинских услуг очень специфичен, и огромную роль здесь играет доверие пациента, а не цена, — рассуждает генеральный директор «Глазной клиники Бранчевского» Сергей Бранчевский. — Когда под именем «Гуччи» кто-то продает китайскую одежду — это рушит бренд, но этот процесс можно проконтролировать. А «Октопус» не планирует проверять свои франчайзинговые салоны».
По его мнению, заинтересованность франчайзи в быстрой прибыли может привести к снижению качества услуг, особенно в условиях дефицита квалифицированного персонала. О том, что развитие по франшизе может повлиять на качество услуг, волнуется и главный редактор журнала «Ваше здоровье. Самара» Данияр Сайфиев. Однако, по его мнению, позитивна сама тенденция развития сетей, несмотря на то, что оптометрический рынок еще не оправился от последствий кризиса.
Автор: Ник МАРКИН.
Источник: «Самарская газета».