Новости

Голые мальчики измеряли коэффициент свободы

16 ноября в галерее «Виктория» открылась очередная выставка современного искусства. На этот раз художники высказывались на тему свободы. Представленный самарским зрителям проект «FQ-test» это реплика выставки прошедшей в московской галерее «GMG» в марте этого года. Десять художников из России, Болгарии, Грузии, Голландии, США и Словении представили результаты личных творческих исследований на тему свободы в современном мире.

Как гласит пресс-релиз выставки: «Расчет возможного уровня свободы используется властными структурами для определения необходимого уровня контроля. Участники выставки интерпретируют идею такого теста свободы на уровне художественного осмысления»

Первый арт-объект выставки встречающий зрителя — круглая карта мира. Присмотревшись поближе, заметно, что она существенно отредактирована. Вооружившись ножницами и клеем, художник вплотную сдвинул материки и острова – компактно уместив их на своей ойкумене. Эта работа болгарского автора Викенти Комитски получила в 2009 году национальную премию «База». «Эта работа тестирует уровень свободы Восточной Европы в глобальном мире после ситуации красного лагеря».

выставка

На обратной стороне стенда разухабистое граффити, размером пять на три метра. Работа Алины Гуткиной, с пышным названием «Ленинградский проспект, 78, корпус 4, квартира 63» – копия стены в ее питерской квартире. Как гласит пресс-релиз: «андеграундное изображение стало причиной конфликта художницы с органами правопорядка». Как рассказала автор, в Самаре рисунок воссоздали по фотографии при помощи проецирования на стену.

Москвич Арсений Жиляев выставил на суд публики скульптурную композицию «Фаланстер». Распиленная на многогранники и скрепленная шурупами столешница из ДСП по культурным ассоциациям напоминала знаменитую «башню Татлина» после встречи с бульдозером.

выставка

В закуточке экспозиции притаился кинозал. Фильм Ксении Перетрухиной «Не быть Барби» производил тягостное впечатление. В кадре, автор – молодая девушка, на английском языке монотонно начитывала монолог о том «насколько мои мысли и желания принадлежат мне самой?» Дальше шло разоблачение стандартов внешности. Желание похудеть приравнивалось к насильственному акту общества над человеком. Три минуты просмотра порождали ощущение бед-трипа. Монолог заканчивался лозунгом «Давайте не будем худеть!»

Порадовала глаз пара автоматов времен вьетнамской войны из пробкового дерева, с надписями «Love, love!» и «Be kind!». Лизи Раскин, американская художница назвала свою инсталляцию «Скволч». Непереводимое слово, обозначающее момент, когда человек выйдя из автомобиля, наступает в лужу.

Россиянин, ныне живущий в США, Антон Гинзбург соорудил нечто «цельноискусственное» под названием «Gesamtkunstwerk». Мигающая неоном зеркальная витрина обрамленная цепями по бокам и кофейными кружками на полу, смотрелась на общем фоне неуместно задорно.

выставка

В самом дальнем углу видео-инсталляция Якова Каждана «Я умываю руки» кажется пропагандировала гигиену. Минутное видео зацикленное на плазменной панели с упоением демонстрировало как испачканные краской руки становятся чистыми с помощью воды, крана и раковины. Сбоку приютилась полочка двухметровой длинны с равномерно разложенными кусками мыла, изготовленного из марамора.

«Мы хотели показать эти работы об осмыслении свободы в современном обществе, после московской выставки, именно в провинции. Здесь все-таки существуют низовые инициативы. Интересно, чтобы самарская публика, которая борется против московского времени, увидела такое искусство. Может она еще против чего-нибудь поборется и это будет политика» — поделился куратор выставки Андрей Паршиков.

Открытие выставки сопровождалось перформансом Алины Гуткиной, в ходе которого четверо обнаженных молодых человека, одетых в прозрачные полиэтиленовые комбинезоны, расписывали друг друга маркерами. Акция, по заявлению организаторов, отражала психологию потребления и зависимости от брендов.

выставка
Выставка будет проходить до 16 декабря. Вход 50 рублей.

Регион Самара