В Зубчаниновке открылся железнодорожный музей
На улице Литвинова, под открытым небом, на территории полигона Самарского государственного университета путей сообщения открылся «Музей Железнодорожной Техники Приволжского Федерального Округа». Двадцать паровозов и тепловозов – теперь не устаревшая техника, а настоящие экспонаты.
Есть раритеты, готовые выйти на маршрут. Например, локомотив «П-36» – первый послевоенный советский паровоз выпущен в начале 50-х годов, ограниченным количеством, всего 251 машина. На сегодня их осталось не больше десятка. Самарскому музею П-36 подарили коллеги из Южной железной дороги.
– У меня как у ребенка, руки зачесались, залезть в кабину и попробовать… Прям, молодость вспомнил, я ведь в 60-е как раз на таком начинал, когда еще помощником машиниста был, – поделился железнодорожник с сорокалетним стажем Станислав Фугаров, глядя на тепловоз, – Отличная была машина тепловоз — «Т-3». Они когда приходили новенькие в депо, в них можно было год-полтора не заглядывать. Ни воду не доливали, ни ремонтировать не надо. Приятно вспомнить. Спасибо, что есть такой музей.
Жемчужина экспозиции, укрытая в прозрачным боксе – макет паровоза Черепановых, первая отечественная железнодорожная машина, выполненная в масштабе 1:3.
Помимо локомотивов, в музее под открытым небом галерея семафоров, стрелок, образцов рельс и опор железнодорожных мостов. Все чем обогатила инженерная мысль путевую отрасль.
Образцы первых отечественных рельс, выпуска завода Демидовых.
Рядом с паровозами расположено здание деревянное здание станции. С первого взгляда, ничем не выдает свою уникальность, выглядит как новенькое. Но на самом деле уютному вокзальчику — 136 лет! Это старейшее здание станции «Дашково» Моршано-Сызранской магистрали — предшественницы Куйбышевской железной дороги.
– Вообще это впервые, такое! Антикварное здание разобрали и перенесли по бревнышку из Пензенской области, а потом восстановили всего за 2 месяца. Очень важно, что многие помогали безвозмездно: наши работники, студенты, добровольцы» — прокомментировал руководитель Куйбышевской железной дороги Сергей Кобзев, присутствовавший на открытии музея.
Организация музея, по его словам, обошлась всего в 5 млн. рублей. Внутри здания «музея-станции» расположены экспозиция исторических документов: приказы, расписания, маршруты и фотографии путейцев и машинистов столетней давности.
В коридоре по стенам галерея образцов железнодорожной униформы, дореволюционной и советской. Здесь немало познавательного. Например, полтора века назад, начальник депо красовался на работе в шляпе-треуголке. А железнодорожному обер-телеграфисту, к форме полагался кортик. Видимо, для защиты от нервных и назойливых отправителей телеграмм.
Открытие музея приурочено к 136-летию Куйбышевской железной дороги и 7-й годовщине образования ОАО «РЖД».
Для посетителей музей начнет работать с 16 ноября. Музей расположен по адресу: ул. Литвинова, 323 учебный полигон СамГУПС.