Завершился «Фестиваль неправильного кино»
В ночь на Хэллоуин закончился десятидневный «фестиваль неправильного кино». Организатор — журнал «Выбирай» в очередной раз попытался приобщить массового зрителя к некассовому кино. Но всем известно, куда ведет дорога, вымощенная добрыми намерениями… К сожалению и на этот раз насладиться изысканными европейским кино пришла от силы сотня человек. Самое большее на сеансах было 40 зрителей – в день открытия фестиваля, в остальные дни – по 5-6 человек. И дело не в том, что рекламы было мало. Цена билета, почти символическая — 150 рублей. Все десять фильмов дублировались по времени. Сеансы каждый день начинались в семь и в девять вечера. Киноленты были подобраны с максимальным разнообразием жанров и стилей. Часть из них лауреаты европейских и американских кино-премий. Некоторые собрали целый пучок наград.
Программа фестиваля не была заумной, перенасыщенной так называемым арт-хаусом и высоколобым «кино не для всех». Истории нельзя назвать простыми, но все так или иначе задевающие за живое. Тут и проблема стандартов общества и невписывающегося в них человека. В ленте «Толстяки», в группе поддержки людей с избыточным весом, там, где диету об
суждают в последнюю очередь, на первый план выходит вопрос «почему я такой?». И оказывается проблема не в жировых складках, а в складе души. В фильме «Я тоже», основанном на реальной истории человека с болезнью Дауна, первого в Европе получившего университетский диплом. Любовная драма остроумного и снисходительного, но внешне отталкивающего персонажа и обычной девушки разворачивается и внури них самих и снаружи. Окружающие не могут принять союз здорового и больного человека. Напрашивается вопрос: а здорово ли само такое общество? Оба фильма испанские и явно чувствуется, что режиссеры неравнодушны к творчеству Педро Альмодовара.
Тему разных миров и пересечения их в союзах продолжают и итальянские «Десять зим» и французские «Дикие травы». Каждый фильм, по-своему лиричен, но если первый медитативно-элегический, то второй с откровенным комическим уклоном.
Эти фильмы шокируют и будоражат сознание, заставляют плакать и смеяться, вызывают раздражение и приносят эстетическое удовольствие. Всех их объединяет одно: они не оставляют равнодушными!
Единственный неевропейский фильм «Хахаха» южнокорейского режиссера, хорошо вписался в программу. Раздвоенный сюжет зритель видит глазами двух существующих параллельно в одном пространстве, но незамечающих друг друга людей. Любовный четырехугольник в своих сюжетных поворотах напоминает и простодушную комедию положения и восточную короткую лирику, мимолетную как дуновение бриза срывающего цветы сакуры.
Вообще, центральной темой фестиваля, можно назвать «наблюдение за Другим». И именно в «другого», а не в «иного». Не в чуждого и противопоставленного, а в соседствующего рядом и параллельно. Почему он иной? Отчего не как я, хотя похож или даже родственная душа? Зачем ему грустно, когда мне весело? Эти вопросы, так или иначе звучат в открытую или под сурдинку, во всех фильмах. Такое новое веяние рефлексивной европейской режиссуры последних пары лет. Все фильмы здесь нет смысла рецензировать. Тем более из десяти, в Интернете в онлайн-доступе есть не менее шести.
«Фестиваль неправильного кино» позиционировался организаторами как «глобальный социальный проект, который призван познакомить зрителей с некассовыми фильмами, победителями и призерами авторитетных кинофестивалей». Впервые фестиваль состоялся в мае 2003 года в Челябинске как городской проект. Сегодня это один из крупнейших кинофестивалей с самой широкой в Р
оссии географией. В этом году «неправильное кино» посмотрели: Воронеж, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Саратов, Челябинск и другие. Всего 18 городов. И проходит фестиваль, насколько известно, по крайней мере в Саратове, Новосибирске и Екатеринбурге, «на ура», с полными залами. И только в Самаре — почему то с почти пустыми. Пресыщенности вроде бы неоткуда взяться, хорошие кинотеатры с качественным звуком появились в городе только в последние пять лет.
Илья ПОЛЯКОВ