Премьера в САМАРТе: детям — о смерти
Накануне Хэллоуина в самарском театре юного зрителя сделали постановку для детей…о смерти. В субботу, 30 октября, в САМАРТе состоялась премьера спектакля «Привет, Рэй!»
Представление по большей части — импровизационное. В процессе репетиций часть пьесы придумана исполнителями — Ольгой Агаповой и Маргаритой Шиловой, при содействии петербургского режиссера, который уже ставил два спектакля в САМАРТе, Анатолия Праудина. Сценарий написали екатеринбургский театральный продюсер и критик Олег Лоевский и драматург Михаил Бартеньев. Они посвятили пьесу своему другу и учителю Рэю Нуссейляну — актеру, режиссеру и драматургу детских спектаклей, недавно ушедшему из жизни.
На сцене всего два персонажа — поначалу даже не понятно кто это: то ли клоуны в стилистике французской пантомимы, то ли дети неопределенного возраста и пола (называют себя то в мужском, то в женском роде). Первые десять минут персонажи существуют без слов. Спонтанным гэгом было включение радиоприемника на волне «Эха Москвы», там как раз Ксения Ларина с гостями в студии обсуждали манифест Никиты Михалкова. Взрослые похихикивали. Как раз после этого была пантомима с импровизированным кокошником из проволоки, и косой и сарафаном из бумаги. А вообще, спектакль немного минорный.
— Это такой театр детской грусти, — поделилась актриса Маргарита Шилова. — Мы пытались рассказать о том, как наивно воспринимает ребенок мир взрослых. Тема грусти одиночества, тема непонимания ребенком законов взрослого мира, тема расставания. Но есть и смешные моменты. Мы пытались сделать спектакль не слишком минорным. Есть сцена, когда ребенок пытается пообщаться с бабушкой лежащей в заколоченном гробу — тут и черный юмор, и трогательность восприятия и зарождающаяся тоска потери родного человека.
Все музыкальное оформление спектакля было составлено только из композиций «Пинк Флойд», но это позволило донести тему смерти до маленького зрителя с доверием, трогательной щепетильностью и лиричностью. И конечно львиную долю успеха представления сделала изумительная игра! Актрисы очень убедительно существовали на сцене и искренне, без сюсюканья, общались с залом, порой даже задавая вопросы. А это, в общем, опасная игра с аудиторией, состоящей из младшеклассников. Пьеса будет понятна даже пятилетнему, но при этом хоть спектакль и задуман был как произведение для детей, постановка получилась очень серьезная.
Илья ПОЛЯКОВ