Новости

Неделя американского видео-арта или утренник в драмкружке психбольницы

«Галерея одной работы», приютившаяся в помещении магазина безделушек и дизайнерской утвари «Искренне Ваш, Гончаров», затеяла амбициозный проект: познакомить самарскую публику с историей американского видео-арта. Не больше и не меньше.

Эта появившаяся совсем недавно галерея уже прославилась тем, что на собственном открытии, в рамках перформанса «Сообщение» профессиональная стриптизерша читала здесь лекцию о «Флюксусе» — интернациональном арт-движении 60-х. Рассказывая, что «Флюксус» пытался разомкнуть грани между искусством и жизнью, «докладчица» под музыку Кейджа постепенно разделась – на чем художественная акция и закончилась.

А на августовской выставке «Метрополис» екатеринбургского художника Владимира Селезнева куча мусора на полу и по стенам, в неожиданно обрушивающейся на зрителя темноте зала, превращалась в карту ночной Самары, флуоресцентными красками выстраиваясь в огни домов и улиц. 

День первый 

Неделя американского видео-арта в «Галерее одной работы» открылась показом работ Нам Джун Пайка американо-корейского художника, основателя видео-арта.

Видеоряд его фильмов состоит из мешанины: отрывков из рекламы, эпизодов кинофильмов, уличных интервью. Порой изображение размывается или переходит в контрастные цвета, затемняется. Звуковой ряд не менее сумбурен: звуки улиц, отрывки музыки, промышленные шумы. Кажется, что автор делает все, чтобы сбить зрителя с любого предположения в отношении сюжета. Однако кажущийся хаос ритмично выстроен и, несмотря на полную неразбериху, интересно следить, что же будет дальше и чем все это закончится. 
В наиболее внятном фильме Нам Джун Пайка «TV Cello» телевизоры составлены таким образом, что по форме напоминают виолончель. «Вилончелистка» с устными комментариями водит смычком по экранам. На мониторах появляется то изображение настоящей виолончели, то кадры с «виолончелисткой» и телевизорами. Фоном звучит музыка, вначале напоминающая классическую, затем скатывающаяся в какофонический гвалт. В общем, все это напоминает утренник в сумасшедшем доме. Немногочисленные зрители приходившие на просмотр, выдерживали по 10-15 минут, затем нервно собирали вещи и уходили. Общий фон фильмов Нам Джун Пайка — это комментарии об американской культуре, одержимой телевидением, двигающимися образами блестящих вещей. 

Всего было показано пять фильмов общей длительностью в два часа. Впоследствии они повторялись по кругу в течение дня до закрытия галереи. 

День второй 

В этот раз показывали короткометражки Энди Уорхола, наиболее известного американского художника 20-го века. Получасовые «кинопортреты» по сути представляли собой театральный эксперимент, Представьте себе, в кадре сидит человек и, почти не двигаясь, смотрит в камеру. Сидит с одной единственной целью просто запечатлеть свой облик. Моргает, почесывается, елозит на стуле. И вместо портрета получается микродрама противостояния человеческого взгляда и вечности. Магия «искусства из ничего» внешне скучна, но завораживает своим напряжением. Кстати, снимались в уорхоловских «кинопортретах» известные художники, музыканты и поэты 60-70-х годов. Сокращенная версия фильма «Сон», в своем полноценном виде длящегося более восьми часов, порадовала своей лаконичностью. Все-таки смотреть полностью фильм, где единственный персонаж на протяжение всего сюжета спит, для самарских любителей видео-арта пока еще трудно. Отсутствует необходимая тренировка.

День третий 

Среди киноработ еще одного классика американского видео-арта Вито Аккончи самой яркой была лента «Seedbed», что можно перевести как «подготовка почвы под посев»

В перформансе 1972, Аккончи лежал, спрятанный под специально выстроенным пандусом, установленным в художественной галерее «Sonnabend Gallery», и мастурбировал, озвучивая в громкоговоритель свои фантазии о посетителях, которые ходили над ним по пандусу. Таким образом, фильм больше является документацией перформанса, чем самостоятельным произведением. Зрители, как в фильме, так и на просмотре реагировали нервным смехом и смущенным выражением лиц. Остальные фильмы Аккончи были менее провокационного характера. 

День пятый 

В этот день вместо одного автора была показана сборная солянка из видео-арта 80-х годов. Больше всего запомнился Скип Блумберг с его телефильмом о нью-йоркском чемпионате по прыжкам через двойную скакалку. Крепкий сюжет с немудреным монтажом и наивными героями подростками был больше похож на качественный телерепортаж, чем на постмодернистские изыски других авторов видео-арта. 

День шестой и последний

Творчество Мэтью Барни, пожалуй, самое изысканное и впечатляющее, несмотря свою абсурдность зрелище. Человеческие тела, ползущие по бесконечному вазелиновому лабиринту; мотогонки, где соперники движутся в противоположных направлениях; фантасмагорические оперные персонажи, иступлено бьющиеся в ритуальных танцах. Всевозможные фрейдистские аллегории с барочным оттенком, напоминали фильмы Питера Гринуэя.

Несмотря на обилие обнаженной натуры, в работах Барни присутствует скорее первобытность, чем какая либо эротика в современном понимании. Общее впечатление от его фильмов, — это до невозможности красивая галлюцинация, завораживающая своей потусторонней атмосферой.

И хотя «Галерея» устроила уникальную акцию, на просмотрах присутствовало 5-6 человек. За день, по словам организаторов, проходило от 10 до 40 зрителей. Но в выходные на просмотр пришла шумная и смешливая толпа студентов филологического факультета самарского Госунивера. 

— Для нас это больше образовательный проект. Мы хотели, чтобы люди, пусть даже случайно к нам зашедшие, увидели, что есть и другое искусство, другой взгляд на жизнь. И что искусство можно найти в любом бытовом действии или предмете. Может это подвигнет кого-нибудь после просмотра сделать свое видео, — прокомментировал один из организаторов «Галереи одной работы» Андрей Сяйлев.

Подобные просмотры можно рекламировать обывателю с помощью только одной фразы «такого Вы нигде не увидите». Ощущения на просмотрах нестандартные – иногда зрителю кажется, что он сходит с ума, а иногда — ждет, когда же кончится «беспредел». Кстати, «Галерея одной работы» планирует до конца года провести еще и неделю европейского и неделю русского видео-арта.

 

Илья ПОЛЯКОВ

Регион Самара