Юбилей режиссера испортили актеры
Вчера в самарской филармонии, чествовали старейшего театрального режиссера города. Бывший главный режиссер самарского академического театра драмы Петр Монастырский отмечал 95 лет со дня рождения и 75 лет творческой деятельности. Автор более 120 спектаклей, более сорока лет, руководивший самарской «Драмой», создал свой особенный театр. В 70-80-х годах тогда еще Куйбышевский театр драмы на гастролях в Москве ежегодно собирал аншлаги на своих выступлениях.
Зал филармонии на юбилейном вечере был переполнен. Собралось пять-шесть поколений преданных поклонников Монастырского. Поздравления шли неиссякаемым потоком: от коллег по сцене и поклонников, от бывших студентов его курсов в Педагогическом институте и чиновников Министерства культуры.
Праздник длился больше трех часов. И несмотря, на известную долю официоза мог вполне состоятся. Но юбиляра подвели коллеги.
Представленные актерами тольяттинского театра «Колесо», отрывки из последней постановки Монастырского по пьесе Максима Горького «Зыковы» были откровенной профанацией. Актеры не знали чем заняться в перерыве между собственными репликами, куда деть руки, и что они вообще собственно делают на сцене. Возможно, непривычное сценическое пространство выбило исполнителей из наработанной колеи. Но и режиссерской концепции не было заметно. Постановка драмы «Зыковы» сделана в традициях натуралистического советского театра эпохи застоя. По окончанию каждого отрывка, зевающие зрители покорно хлопали актерам и вновь внимали череде славословий.
И конечно, весь официальный бомонд губернии не преминул, отметится на торжестве.
От губернатора Владимира Артякова, заявившего что «хотел бы поздравить театрального режиссера как-нибудь оригинально, но, поскольку, увы, не является артистом и поэтому поздравляет официально» до депутата Губернской Думы Натальи Бобровой развязано задушившей юбиляра в своих брутальных объятиях. Но в целом, картина праздника была трогательная. И сам юбиляр, вызывал почтение и умиление. И зрители гости с меланхолической слезой, вспоминающие театр эпохи Монастырского.
Самарский композитор Лев Левянт спел куплеты с элементами театрализации «с каждой премьерой Вы становитесь моложе».
Трогательным был спич главного редактора «Самарской студии кинохроники» Бориса Кожина.
– Я помню, что в конце пятидесятых, думал: ну приехал, ну какой-то Монастырский. Ну, поставит спектакль-другой и уедет в Москву. А потом смотрю, он ставит и ставит, ставит и ставит. Думаю, что же такое? И ни в Москву не уезжает, и никто ему не указ. И уже 60-ые, 70-ые, 80-ые, а он все держится. Потом понял, все дело в сочетании имени и фамилии! «Петр» — переводится как скала, камень, а Монастырский – это же «моно» – моносахарид, монокль, Монблан. Моно — это один. Так вот Петр Монастырский — он один такой, стоящий как одинокая скала в театральной жизни Самары, – сказал Кожин.
Илья ПОЛЯКОВ