Коротко о главном
Губернатор Владимир Артяков дал интервью газете «Самарское обозрение», в котором рассказал об экономике области, развитии «АвтоВАЗа», особой экономической зоне, реконструкции «Курумоча», дал оценку ситуации в сельском хозяйстве и других отраслях экономики губернии. (Интервью опубликовано на сайте областного правительства.) Приводим выдержки из интервью:
– Практически половина вашего губернаторского срока пришлась на экономический кризис. Самарская область оказалась в числе регионов, переживших максимальный спад. Как вы оцениваете события 2008-2009 годов?
— Процессы, происходившие в экономике региона, были беспрецедентны. В первую очередь в силу того, что у нас высоко развита промышленность, высокотехнологичные отрасли — машиностроение, автомобилестроение, нефтехимические производства с высокой степенью передела и т.д. Именно такие регионы, их производства, ориентировавшиеся на развитие, вкладывавшие средства в модернизацию, оказались под ударом. Объемы падения в Самарской области достигли 30%. По меркам любого государства такое падение неизбежно должно было привести к банкротству. В этой ситуации правительство области сработало оперативно и без грубых ошибок. Мы реализовали свой антикризисный план, добились понимания и помощи со стороны правительства России. И теперь я могу констатировать, что эти действия привели к положительным результатам. Давайте посмотрим на показатели безработицы: в области — 2,2%, в Тольятти — менее 3%. Если учесть, что 1,5% — это традиционный статистический показатель для Тольятти, мы можем расценивать ситуацию с занятостью в городе как нормальную и стабильную.
— Как вы оцениваете сейчас ситуацию на АвтоВАЗе? Завод во многом определял экономику региона, и его фактический крах в начале в 2009 года был тяжелым ударом. Что дальше?
— На предприятии стабильная ситуация. Работает уже второй этап программы утилизации старых автомобилей. В этом году завод планирует выпустить около 600 тысяч машин. Это будет прекрасный результат, особенно если учесть, что одна сборочная линия закрыта и модернизируется, ведется всесторонняя подготовка к запуску новой линейки автомобилей совместно с «Рено-Ниссан». Одновременно завод вынужден решать проблемы с кредиторами, дочерними предприятиями. Но все видят, что АвтоВАЗ выруливает, и, соответственно, у всего региона появляются новые перспективы развития. Надо только осознавать, что впереди непростая работа.
— Новые планы развития АвтоВАЗа предполагают, помимо всего прочего, совершенно иные требования к уровню продукции компонентных производств…
— Ситуация очень непростая, и у нее есть свои нюансы. Производители автокомпонентов в подавляющем большинстве — частные компании. У них есть владельцы, за которых государство и органы власти не могут решать, что им делать в ближайшей перспективе. Кто-то давит на своего главного потребителя, требует повысить закупочные цены. Кто-то хочет снять сливки и уйти. Кто-то хочет работать дальше. При этом все должны понимать, что АвтоВАЗ уже не тот завод, что раньше. А через два-три года это будет совершенно новое производство с иными технологиями и другой продукцией. Есть и другая составляющая — она касается нас как региона, как правительства, которое, конечно, заинтересовано в том, чтобы производители компонентов развивались на площадках области. Этому должно способствовать появление особой экономической зоны в Тольятти.
— Вы предполагаете, что местные производители автокомпонентов будут строить заводы в этой зоне?
— ОЭЗ — стимул для тех же производителей автокомпонентов по-новому посмотреть на свой бизнес, на возможность привлечения профильных партнеров для обновления производств. Это готовая площадка для создания производства. Рядом развитый город с необычайно молодым населением — в России очень мало городов могут похвастаться таким низким средним возрастом. Есть свои вузы, наука, огромный пласт высококвалифицированных кадров. Кроме того, здесь предусмотрены различные льготы и преференции. Но при этом надо понимать, что в ОЭЗ производителей автокомпонентов будет где-то около 30%. Остальное — другие высокотехнологичные производства. Мы будем активно продвигать тольяттинскую площадку в мире — в Европе, Китае, Азии. Будем бороться за привлечение инвесторов.
Наш регион должен стать одним из лидеров инновационного роста. Для этого у нас есть все. В частности, большие надежды мы возлагаем на проект по созданию IT-парка «Жигулевская долина» в Тольятти. Этот проект получил высокую оценку на недавнем форуме «Единой России» в Нижнем Новгороде. Его по праву можно назвать проектом национального значения. В 2010 году предусмотрено финансирование первого этапа создания технопарка из федерального бюджета в объеме 600 млн. рублей. Кроме того, для нас очень важно начало реконструкции аэропорта «Курумоч». Этот проект будет одним из самых знаковых для нашей области.
— А уже понятно, кто из инвесторов будет управлять проектом реконструкции?
— Вы знаете, что уже подписан указ президента о передаче 51% акций ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» в собственность региона. Это означает, что мы можем консолидировать оставшиеся акции и распоряжаться стопроцентным пакетом при работе с инвесторами. У нас уже есть элементы конкуренции между компаниями, которые заявляют о желании вложиться в аэропорт. Их несколько, и мы будем выбирать. Инвестор должен будет в кратчайшие сроки превратить «Курумоч» в современный аэропорт, не имеющий ограничений по взлету-посадке летательных аппаратов, способный обслуживать большие объемы пассажирских и грузоперевозок. Мы должны создать значимый центр перевозок. Это вполне решаемая задача.
— Планы по созданию региональной авиакомпании вы также увязываете с развитием «Курумоча»?
— Конечно. Они будут друг друга дополнять. Обновленный аэропорт и базовая авиакомпания с хорошей маршрутной сеткой прекрасно сочетаются.
— Какие самолеты предполагаете закупать?
— Российско-украинские Ан-148. По соотношению цена-качество они нас полностью устраивают. Сейчас достигнута договоренность о приобретении в лизинг пяти машин. С точки зрения загруженности проблем не будет — на первом этапе компания намерена летать на межрегиональных маршрутах внутри России.
— В сельское хозяйство региона за последние несколько лет были направлены огромные инвестиционные средства. Но в 2009-м, а особенно в 2010 году на территории области наблюдалась засуха, причем в катастрофических масштабах. Насколько сильно природные процессы ударили по тем проектам, которые были запущены ранее? Как вы сами оцениваете состояние отрасли?
— Невзирая на внешние проблемы, мы идем к реализации поставленной задачи — выравниванию продовольственного баланса области. Сейчас мы проработали проект строительства птицефабрики по производству 50 тысяч тонн мяса птицы, а в среднесрочной перспективе — свиноводческого комплекса на 12 тысяч тонн свинины в год. Эти проекты в сфере АПК дополнят уже существующую региональную экономику. После реализации наших планов мы будем не только кормить себя в прямом смысле, но и деньги будут у нас оставаться в виде налогов, в виде прибавочной стоимости.
— Что вы считаете своим главным достижением за прошедшие с момента вашего назначения три года?
— Работу в условиях тяжелейшего кризиса. Мы выстояли, это серьезно, этим можно гордиться. Это может быть даже не построенный микрорайон, не открытый Дом культуры, но это стабильность. Когда обвалилось все, когда была прямая угроза банкротства, мы сохранили все направления. Мы даже увеличили финансирование системы здравоохранения на 6 млрд рублей, образования -на 3 млрд рублей. Такой опыт дорогого стоит.