Двигатели показали обратную тягу
Активы Оборонпрома в Самарской области в 2011 году сработали с чистым убытком.
ОАО «Кузнецов» по итогам трех кварталов 2011 года получило убыток в 730 млн рублей при выручке в 2,6 млрд. На предприятии все еще надеются на благоприятный финансовый результат к концу года — дебиторская задолженность ОАО составляет 1,7 млрд. Квартальные убытки в «Кузнецове» объясняют объединением с убыточными СНТК им. Н.Д. Кузнецова, СКБМ и «Поволжским АвиТи», а также ростом выплат сотрудникам. Эксперты же прогнозируют позитивные финитоги не раньше 2016 года, когда предприятие может начать серийное производство двигателей, вложив порядка 7 млрд в модернизацию промплощадок.
ОАО «Кузнецов» раскрыл итоги работы за три квартала 2011 года. Убыток предприятия за девять месяце составляет 703,9 млн рублей против прибыли в 96,79 млн руб годом ранее. Выручка ОАО в 2011 году сократилась до 2,613 млрд рублей против 2,685 млрд годом ранее. В отчетности это объясняется «отсутствием необходимого задела для выпуска продукции плана 2011 года, объединением предприятий, и как результат — снижением суммы «внутренней» реализации между предприятиями, изношенной инфраструктуры и длительным циклом производства по новым двигателям НК-36СТ, составляющим существенную долю плановой выручки 2011 года».
Кроме того, в 2011 году у предприятия выросла себестоимость продукции с 2,119 млрд рублей до 2,358 млрд. «Валовая прибыль составила положительную величину 258,49 млн, что ниже аналогичного показателя 2010 года. Снижение прибыли связано с увеличением себестоимости при практически тех же показателях выручки», — отмечается в отчетности. Кроме того, в 2011 году практически удвоился убыток от продаж — с 297 млн до 570,8 млн рублей. За три квартала «Кузнецов» смог частично избавиться от непрофильных активов — продал ДК «Мир» и землю под ним за 14,9 млн рублей, а также безвозмездно передал муниципалитету два детских сада.
ОАО «Кузнецов» — крупнейшее предприятие авиационного и космического двигателестроения. Осуществляет производство авиационных газотурбинных двигателей, приводов на их основе для перекачивающих агрегатов магистральных газопроводов, блочно-модульных электростанций, жидкостно-реактивных двигателей космических ракет, а также подвесных лодочных моторов «Вихрь» для катеров и яхт. В апреле 2010 года переименовано в ОАО «Кузнецов. ОАО «ОПК «Оборонпром» принадлежит 94,43% акций предприятия, остальные 5,57% — миноритарным акционерам-физлицам.
«Убытки предприятия по итогам девяти месяцев — результат слияния компаний самарского двигателестроения в единое юрлицо, которое завершилось 27 июня. И СНТК им. Н.Д. Кузнецова, и СКБМ, и «Поволжский АвиТи» имели отрицательные чистые активы, что, безусловно, отразилось на консолидированной отчетности. У предприятия достаточно высок уровень дебиторской задолженности — 1,7 млрд рублей. Возврат этих средств должен дать благоприятный финансовый результат по итогам года», — заявила вчера представитель Объединенной двигателестроительной корпорации Анастасия Денисова. По ее словам, на увеличение себестоимости продукции повлиял, в первую очередь, фонд оплаты труда. «Чтобы сократить отставание в выполнении производственной программы предприятия, заводчане работали в несколько смен и по выходным, что повлекло за собой рост затрат на выплату заработной платы на 17,9%», — пояснила она.
«Все значимые предприятия отрасли находятся под пристальным вниманием ОДК и взаимосвязаны посредством производственной цепочки. Это и является гарантией финансового благосостояния отрасли и предприятий, входящих в ОДК», — считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Куда менее оптимистичен руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, отмечая, что «самарский двигателестроительный куст — самый проблемный на постсоветском пространстве». «Завод был оптимизирован для двигателей дальней авиации, однако Россия не выражает явного намерения делать бомбардировщики нового поколения. А в сегменте газотурбинных двигателей конкуренция слишком высока, заказы получают либо те, у кого серьезный административный ресурс в Москве, либо те, у кого продукция выигрывает по цене. «Кузнецов» этим похвастаться не может, у завода очень высокие издержки по сравнению с тем же «Салютом» или «Рыбинскими моторами», стоимость продукции которых ниже», — констатирует господин Пухов.
Опрошенные „Ъ“ эксперты сошлись во мнении о том, что положительная динамика в отчетности ОАО может появиться к 2016 году — к тому времени на «Кузнецове» рассчитывают начать серийный выпуск двигателей НК-32 и НК-33-1. Впрочем, уже сейчас инвестиции в проект оцениваются на уровне 7-8 млрд рублей. Когда вернутся эти средства — эксперты прогнозировать затрудняются.
Автор: Елена Каткова.
Источник: «Коммерсант. Волга»