Инвестору Самарской области: об инфраструктуре, льготах и содействии ведению бизнеса
14-15 февраля в Сочи проходит Российский инвестиционный форум. Это одна из главных площадок, где собираются эксперты в области инвестиций, здесь регионы презентуют свои возможности и устанавливают деловые контакты. В нем принимает участие и делегация Самарской области.
Пока там проходит ряд встреч и деловых переговоров с крупными российскими компаниями, с частью из которых запланировано подписание соглашений, редакция портала РегионСамара.ру решила углубиться в вопросы инвестирования в Самарской области.
Какова сейчас ситуация с инвестиционными проектами? Какие льготы существуют для инвесторов? Какова роль Агентства стратегических инициатив (АСИ) в этих вопросах? Консультацию нам оказали представители министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и общественный представитель АСИ в регионе.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Инвестиционный портфель Самарской области, по данным министерства экономического развития и инвестиций региона, на данный момент насчитывает 175 инвестпроектов, 31 из них включен в Перечень стратегических инвестиционных проектов. Кроме того, с инвесторами заключено 16 меморандумов о реализации инвестпроектов.
В Новокуйбышевске реализуется проект строительства солнечной электростанции суммарной мощностью 75 МВт (инвестор – ООО «Самарская солнечная электростанция»). Первая очередь (25 МВт) введена в эксплуатацию в сентябре 2018 г., в декабре 2018 г. состоялся технический пуск второй очереди (25 МВт). Полностью объект будет введен в эксплуатацию в 2019 году. Проект включен в перечень стратегических инвестиционных проектов Самарской области, подписан инвестиционный меморандум.
АО «СМАРТС» реализует на территории Самарской области стратегический инвестиционный проект Самарской области «Создание автодорожных телекоммуникационных сетей», ранее одобренный наблюдательным советом автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Его реализация предусматривает строительство линейно-кабельных сооружений транспортной многоканальной коммуникации (ТМК) в обочине автомобильных дорог в объёме 150 тыс. км и создание на ее основе общедоступной сети волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) вдоль основных автодорог России. Только в 2018 году осуществлено строительство объектов общей протяженностью 308 км.
В рамках заключенного инвестиционного меморандума создается первый частный агропромышленный парк «Самара», который будет выполнять функции системного интегратора поставок сельскохозяйственных производителей в торговые сети. В сентябре 2018 года открыта первая очередь агропарка. Ведется строительство второй очереди агропарка. Планируемый срок завершения строительства – 2019 год.
Кроме того, в 2019 году действующими предприятиями региона реализуются крупные инвестиционные проекты в химии и нефтепереработке, в автомобилестроении и авиакосмической промышленности, продолжается техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей на предприятиях машиностроения и металлургии.
ПРОЕКТЫ ГЧП
Одним из приоритетных направлений деятельности министерство экономического развития и инвестиций региона выделяет стимулирование инвестиционной активности через внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).
В Самарской области находится 52 проекта, предлагаемых к реализации (реализуемых) с использованием механизма ГЧП, из которых на стадии реализации (реализованы) находятся 19 проектов на общую сумму привлекаемых внебюджетных инвестиций 11,8 млрд рублей. Из них по 13 проектам на сумму привлеченных внебюджетных средств в размере 6,15 млрд рублей уже осуществляется деятельность и создано 1 275 рабочих мест.
Проект по реконструкции стационара областной специализированной больницы восстановительного лечения в г.о. Самара является примером эффективного использования недостроев в городе. Объект достроен за счет частных инвестиций и введен в эксплуатацию в декабре 2017 года.
Проект «Создание современного стерилизационного отделения на территории ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» – это первое в России, созданное с использованием концессионного механизма, стерилизационное отделение, в котором внедрены современные системы учета и управления процессами; компьютеризация процесса работы стерилизационного отделения, система учета инструмента и рабочего времени персонала.
Созданы центры позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии в городских округах Самара и Тольятти стоимостью 620 млн рублей. Это позволило предоставлять жителям Самарской области новые услуги по диагностике онкологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, оценке проведения шунтирования путем использования ПЭТ-технологий.
С вводом в эксплуатацию многофункционального госпиталя в городском округе Самара появилась возможность проведения уникальных операций по лечению бесплодия и интенсивной терапии для новорожденных.
Реализация проектов по строительству и эксплуатации нефрологического центра в г.о. Самара и по строительству частных диализных центров в городских округах Самара и Сызрань на сегодняшний день решила проблему очередности оказания почечной терапии для населения Самарской области.
Начата реализация значимого регионального проекта на территории городского округа Тольятти по модернизации Самарского областного бюро судебно-медицинской экспертизы для проведения судебно-медицинских исследований и судебно-медицинских экспертиз, а также для проведения «замкнутого» цикла лабораторных исследований.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Создание индустриальных парков и особых экономических зон является эффективной мерой, способствующей созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности, снижению импортозависимости, привлечению новых инвестиций, повышению интеллектуального потенциала, а также увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Промышленные площадки, обеспеченные инженерной инфраструктурой и имеющие преференции для инвесторов, стабильно развиваются и имеют долгосрочные перспективы.
С 2014 года на территории Самарской области функционируют индустриальные парки, созданные по инициативе Правительства, – «Преображенка» и «Чапаевск».
В ИП «Преображенка» в настоящее время резидентами являются 9 компаний, якорный резидент ООО «Роберт Бош Самара» с 2015 года начал производство автокомпонентов, в настоящее время на предприятии организовано 295 новых рабочих мест.
Ведутся проектно-изыскательные работы по строительству II очереди инженерной инфраструктуры индустриального парка «Чапаевск», разработан проект строительства железнодорожной ветки в ИП «Чапаевск».
Якорным резидентом ИП «Чапаевск» является ООО «Кнауф Гипс Челябинск», которое в октябре 2018 года начало производство сухих гипсовых смесей. В настоящее время организовано 34 новых рабочих места.
Общий объем инвестиций, вложенных резидентами индустриальных парков на 01.01.2019, составляет 6 071,5 млн рублей, создано 374 новых рабочих места.
Кроме того, в Самарской области действуют частные индустриальные парки, предоставляющие резидентам площадки, обеспеченные инфраструктурой: индустриальные парки «Тольятти», «Ставропольский», ПАО «АВТОВАЗ».
В настоящее время на территориях первого и второго этапов строительства особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский (ОЭЗ «Тольятти») созданы объекты инженерной инфраструктуры и транспортной сети, в 2019 году планируется завершить строительство таможенной инфраструктуры. Всего в настоящее время на территории ОЭЗ «Тольятти» работают восемь производств. Резидентами ОЭЗ «Тольятти» вложено 11,9 млрд рублей инвестиций, создано 1 168 рабочих мест.
В соответствии с федеральным законодательством резидентам ОЭЗ «Тольятти» предоставляются налоговые льготы и иные преференции. Меры господдержки предусмотрены и на региональном уровне.
В целях повышения инвестиционной привлекательности ОЭЗ «Тольятти» в 2018 году внесены изменения в региональное налоговое законодательство, в соответствии с которыми сроки предоставления резидентам ОЭЗ «Тольятти» льгот по налогу на прибыль будут исчисляться с налогового периода (года), в котором резидент ОЭЗ получил прибыль впервые. В первые 5 лет резиденты освобождаются от уплаты региональной части налога на прибыль, с 6-го по 10-ый годы включительно региональная ставка налога составит 5%, в последующие годы – 13,5%. Период, на который резиденты ОЭЗ «Тольятти» освобождаются от транспортного налога, увеличен с 5 до 10 лет.
В Самарской области в городском округе Тольятти действует режим территории опережающего социально-экономического развития.
В целях обеспечения функционирования режима ТОСЭР в г.о. Тольятти сформирована региональная нормативная правовая база, которая создает максимально привлекательные условия для получения статуса резидента ТОСЭР «Тольятти» и обеспечивает выгодные конкурентные преимущества в получении налоговых льгот по сравнению с ТОСЭР в других моногородах России.
Резиденты ТОСЭР «Тольятти» на 10 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога, ставка налога на прибыль снижается до 2% в первые пять лет и до 12% в последующие 5 лет. Кроме того, для резидентов, получивших этот статус в первые 3 года функционирования ТОСЭР, тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижены до 7,6%.
ТОСЭР «Тольятти» занимает лидирующие позиции по числу резидентов, включенных в федеральный реестр резидентов, среди всех территорий опережающего развития, созданных в моногородах. На сегодняшний день статус резидента получили 45 компаний, готовых инвестировать более 10 млрд рублей и создать около 5 тысяч новых рабочих мест.
ПРО ТОСЭР «ЧАПАЕВСК»
Не менее важно для региона и создание ТОСЭР в городском округе Чапаевск. Режим ТОСЭР придаст дополнительный импульс диверсификации экономики города и «оживлению» инвестиционной активности. Установление льготного механизма осуществления экономической деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций позволит создать привлекательные условия для открытия новых предприятий и создания новых рабочих мест, не связанных с традиционными отраслями экономики. За 10 лет действия ТОСЭР дополнительно в г.о. Чапаевск планируется привлечь более 4,7 млрд рублей и создать более 1 200 новых рабочих мест.
Подготовленная Самарской областью заявка на создание ТОСЭР в моногороде Чапаевск была одобрена 13 июля 2018 года межведомственной комиссией по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моногородов под председательством заместителя Министра экономического развития РФ В.А. Живулина.
Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства РФ «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Чапаевск», которым определены 26 приоритетных видов экономической деятельности и требования для потенциальных резидентов ТОСЭР по инвестированию не менее 2,5 млн рублей и созданию не менее 10 новых рабочих мест в течение первого года после включения в реестр резидентов.
За последние полгода Правительством Самарской области проведена большая работа с федеральными органами исполнительной власти по обоснованию необходимости создания ТОСЭР в Чапаевске, проведен ряд переговоров, предоставлены дополнительные пояснения и обосновывающая информация.
В министерстве экономического развития и инвестиций Самарской области выражают надежду на то, что окончательное решение по созданию ТОСЭР «Чапаевск» будет принято в ближайшее время.
ПРОЦЕДУРА РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Поддержка инвестиционной деятельности в регионе осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 16.03.2006 № 19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области».
На предынвестиционной фазе реализации проекта на территории Самарской области инвесторам оказывается информационная, методическая и консультационная помощь.
Для реализации масштабных инвестиционных проектов, включенных в перечень стратегических инвестиционных проектов Самарской области, или определенных инвестиционным меморандумом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются инвестору в аренду без проведения торгов, согласно ст.10.1 Закона Самарской области от 16.03.2006 № 19-ГД, ст.2 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».
В регионе образован Совет по улучшению инвестиционного климата в Самарской области (Совет по инвестициям), являющийся постоянно действующим коллегиальным консультативным органом, созданным в целях предварительного рассмотрения вопросов и подготовки предложений об улучшении инвестиционного климата в регионе.
Совет по инвестициям принимает решение о включении инвестиционного проекта в Перечень стратегических инвестиционных проектов и заключении инвестиционного меморандума.
Региональным законодательством предусматривается возможность заключения инвестиционных меморандумов между Правительством Самарской области и инвесторами, реализующими на территории области инвестиционные проекты стоимостью 650 млн рублей и более. В соответствии с инвестиционным меморандумом инвестору устанавливается режим наибольшего благоприятствования в период реализации инвестиционного проекта и назначается государственный куратор. Инвестиционный меморандум заключается на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на семь лет.
Для включения проекта в Перечень стратегических инвестиционных проектов он должен удовлетворять совокупности следующих критериев:
— соответствие задачам, определенным в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, отраслевых стратегиях Самарской области;
— общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом, составляет не менее 1 млрд рублей в течение первых трех лет его реализации.
Для содействия в создании условий для реализации инвестиционных проектов, в снижении административных барьеров, в рамках Совета по инвестициям создана рабочая группа. На заседаниях рабочей группы осуществляется анализ инвестиционных проектов на предмет целесообразности их реализации в регионе и необходимости (возможности) оказания государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством. При условии одобрения проекта членами рабочей группы ему назначается куратор от министерства Самарской области по его профильной принадлежности.
Для реализации масштабных инвестиционных проектов, включенных в перечень стратегических инвестиционных проектов Самарской области, или определенных инвестиционным меморандумом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются инвестору в аренду без проведения торгов, согласно ст.10.1 Закона Самарской области от 16.03.2006 № 19-ГД, ст.2 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».
На этапе завершения инвестиционного проекта государственная поддержка инвесторам на территории Самарской области осуществляется в форме льготного налогообложения в виде:
1) освобождения от уплаты налога на имущество организаций, осуществляющих инвестиционный проект стоимостью до 100 млн. рублей на срок 2 года, от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей – 4 года, от 500 млн. рублей и выше – 5 лет. Данная льгота действует в отношении имущества, созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта и предназначенного для его реализации, с месяца постановки имущества на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств (Закон Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД);
2) понижения ставки по налогу на прибыль, получаемой от реализации проекта и зачисляемой в областной бюджет, до 13,5 процентов, при условии стоимости инвестиционного проекта от 100 млн. рублей и более на день обращения инвестора в налоговые органы. Для организаций-инвесторов, осуществляющих на территории Самарской области инвестиционные проекты стоимостью от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей – на срок 4 налоговых периода, от 500 млн. рублей и выше – на 5 налоговых периодов. Данная льгота действует в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления инвестиционного проекта, с начала отчетного периода, в котором получена прибыль от реализации инвестиционного проекта, определяемая по данным налогового учёта (Закон Самарской области от 07.11.2005 № 187-ГД).
В сфере ГЧП введен принцип проектного управления. Осуществляется индивидуальное сопровождение проектов «от идеи до ввода в эксплуатацию».
В соответствии с действующим региональным законодательством в сфере ГЧП осуществляется формирование сводного заключения о целесообразности реализации проекта и подготовка концепции проекта с учетом социальной значимости решения вопроса и характеристики проблемы, на решение которой он направлен.
При подготовке концепции проекта осуществляется разработка эксклюзивной схемы его реализации, «Дорожной карты», финансовой модели.
Работа по согласованию параметров проекта осуществляется в рамках межведомственной рабочей группы, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных заинтересованных ведомств. Координацию их работы осуществляет министерство экономического развития и инвестиций Самарской области как единый уполномоченный орган в сфере ГЧП.
В дальнейшем осуществляется сопровождение проекта, предоставляя полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях реализации проекта.
Кроме того, ежегодно распоряжением Правительства Самарской области утверждается Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Этот перечень является офертой для частного бизнеса, предложениями министерства экономического развития и инвестиций о совместном сотрудничестве.
«ЕДИНОЕ ОКНО» ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Специализированный институт развития для решения задач помощи инвесторам и предпринимателям является Агентство по привлечению инвестиций Самарской области. Оно осуществляет взаимодействие с инвесторами по принципу «одного окна», подбор партнеров в соответствии с приоритетами деятельности компаний, инвестиционный консалтинг и содействует реализации инвестиционных проектов инвесторов.
В настоящее время в число основных задач Агентства входит формирование единого эффективного процесса привлечения инвестиций в регион и, соответственно, целенаправленная работа в рамках элементов данной цепочки: выстраивание четкой стратегии и расстановка приоритетов в работе с инвесторами (определение целевых инвесторов с детализацией до отдельных сегментов технологической цепочки и отдельных компаний, формирование системы стимулов для их привлечения).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГЕНТСТВОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
Про взаимодействие региона с Агентством стратегических инициатив нам рассказал общественный представитель АСИ в Самарской области по направлению «Новый бизнес» Дмитрий Оводенко:
По инициативе АСИ в каждом регионе РФ созданы экспертные группы Экспертная группа состоит только из предпринимателей, и она контролирует выполнение 12-ти Целевых Моделей (регистрация прав собственности, подключение к газу, воде, электросетям и др.), за которые отвечает министерство экономического развития и инвестиций Самарской области. Причём это предприниматели, не аффилированные ни одной государственной структуре. Экспертная группа состоит из 29-ти человек.
К примеру, за целевую модель по строительству отвечает либо собственник, либо директор строительной компании, который в этой теме ориентируется и является потребителем этих госуслуг.
Какова задача экспертных групп АСИ? Они контактируют с органами исполнительной власти и в первую очередь с министерством экономического развития любого региона. На федеральном уровне работает площадка Region-ID, где любое министерство экономического развития отчитывается о показателях по целевым моделям. Туда прикрепляются соответствующие документы. Экспертная группа проверяет достоверность этих документов совместно с представителями органов исполнительной власти.
Экспертная группа безусловно осуществляет функцию контроля. Но это функция номер два. Функция номер один: устранение административных барьеров для ведения бизнеса. Именно по нашей, самарской инициативе два года назад впервые в рамках ПФО было проведено мероприятие ПФО «АСИ: Открытый диалог». Именно представители АСИ инициировали рабочую встречу экспертной группы с предпринимателями и профильными министерствами, которые отвечают за целевые показатели.
На регулярной основе мы проводим встречи на площадке YellowRockets, где в течение дня мы уделяем время на одну целевую модель, заслушивая экспертов. Приходят представители министерства экономического развития, кураторы проектного офиса, приходят конкретные потребители госуслуг. Задача экспертной группы подтвердить факт выполненных показателей. Понятно, что существуют регламенты, которые можно выполнить не за один день, например, создание каких-то разделов на инвестиционном портале и т.п.
Следующий фильтр – независимая оценка федеральными экспертами. Далее ВЦИОМ по телефону проводит интервью с конкретным предпринимателем, который пользовался теми или иными услугами, который рассказывает о том, сколько дней в действительности у него ушло на подключение, например, к газу и т.п.
По итогам прошлого года в рейтинге инвестиционной привлекательности Самарская область с 65-го места переместилась на 47-ое: +17 пунктов. Это не предел. У региона огромный потенциал. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поставил задачу войти в десятку инвестиционно привлекательных территорий. Что для этого нужно сделать? Нужно «выращивать» собственных инвесторов, нужно рассматривать в качестве потенциальных инвесторов местных предпринимателей. Необходимо упразднять барьеры для ведения бизнеса. Владимир Путин поставил задачу по увеличению субъектов МСП в России – предстоит большая работа: нужно сокращать сроки на выдачу разрешений на строительство, быстро подключаться к сетям и т.д. Надо прививать культуру ведения бизнеса, которая приносит пользу для государства и граждан: создание рабочих мест и уплата налогов.
ЗАДАЧИ РЕГИОНА В ЧАСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
Важными направлениями работы по привлечению инвестиций в Самарскую область (по сообщению регионального минэконома) на ближайшее будущее являются:
— развитие инвестиционных площадок;
— совершенствование нормативной базы господдержки инвесторов;
— снижение административных барьеров для бизнеса;
— определение конкурентной стратегии позиционирования Самарской области;
— развитие государственно-частного партнерства.
В частности, для повышения инвестиционной привлекательности крупной инвестиционной площадки региона – ОЭЗ «Тольятти» министерство экономического развития и инвестиций ведет работу по созданию на территории ОЭЗ регионального индустриального парка для размещения производств, проводим работу по подведению железнодорожной ветки к границам ОЭЗ «Тольятти».
В 2019 году для инвесторов будут запущены механизмы специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов. Это выгодные меры государственной поддержки, как для действующих производств, так и новых инвестиционных проектов, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса.
В части улучшения регионального делового климата и снижения административных барьеров для бизнеса важными направлениями работы являются:
— разработка и оперативная реализация дорожных карт в части развития регуляторной среды, институтов для бизнеса, инфраструктуры, многоканальной системы поддержки малого бизнеса;
— вовлечение органов власти всех уровней и представителей предпринимательского сообщества в работу по формированию благоприятного инвестиционного климата на основе Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, который является ключевым индикатором, отражающим состояние инвестиционного климата в регионах с позиции предпринимателя как его основного «пользователя».
Алина ЛЕЛИКОВА