За последнее не очень продолжительное время в Самаре появился не один новый перевозчик. Владельцев фирм такси, судя по всему, не очень пугает большая конкуренция, и они, совершенствуя свои сервисы и делая их всё более интересными, верят в собственный успех. Но современного жителя большого города всё сложнее становится чем-то удивить в этой области.
Вообще, первые исторически зафиксированные услуги перевозчиков появились ещё в Древнем Риме. Клиент перевозился в колеснице, к которой был прикреплён обычный таз. Каждые примерно 200 метров в него падал камушек. Стоимость поездки рассчитывалась по количеству этих камушков. Поэтому, когда в XVII веке английские кучера начали зарабатывать извозом, это явление было уже далеко не новым. Чем же можно удивить современного пользователя такси после стольких лет эволюции?
Стоит отметить, что здесь намеренно употреблено слово «удивить», а не привлечь, так как спрос на данные услуги был и будет всегда. И чтобы бороться за клиентов, владельцы фирм такси должны изобретать всё новые способы повышения уровня комфорта пассажиров. В принципе, аналогичная схема — в любой сфере бизнеса.
Нам стало интересно, какие главные проблемы и недостатки жители Самары выделили бы у местных перевозчиков. Мы провели небольшой мониторинг среди 50-ти человек в возрасте от 21 до 45 лет. Один человек мог назвать несколько проблем.
ТОП-5 проблем самарского такси выглядит следующим образом:
1. Длительное ожидание (15 человек из 50);
2. Отказ из-за отсутствия машин (12 человек из 50);
3. Водители не знают город (12 человек из 50);
4. Водители невежливы (6 человек из 50);
5. Сложный интерфейс мобильного приложения (6 человек из 50).
Помимо этих, респонденты называли такие проблемы как отсутствие сдачи у водителя (6 человек), по три человека указали на следующие отрицательные аспекты: водители требуют оплаты за отказ от заказа, не подают машины к назначенному времени, навязчивое общение со стороны водителя, операторы не отвечают, путают заказы, не подъезжают к подъезду, курящие водители, водители-иностранцы, плохо знающие русский язык и старые некомфортабельные машины.
Лишь шесть человек из 50-ти заявили о полном отсутствии претензий к самарским перевозчикам, пожелав, при этом, чтобы в такси был бесплатный wi-fi и водители ставили бы музыку по выбору клиентов, сославшись при этом на пример Санкт-Петербурга.
Грамотный бизнесмен, прежде чем открывать своё дело, изучит ошибки своих коллег по цеху с целью не допустить их. Так вот, 3 февраля 2016 года в столице Самарской области открылся сервис Яндекс.Такси. Представители компании очень бодро позиционируют себя в качестве нового удобно перевозчика для населения. Из плюсов подчёркивается удобство того, что заказ можно через мобильное приложение или на сайте taxi.yandex.ru. Срочные заявки сервис отдаёт тем водителям, которые находятся рядом с клиентом. Поэтому машина и приезжает быстро. Сообщается, что время подачи такси составит в Самаре от пяти до десяти минут. За приближением такси можно следить прямо на карте города. Телефон водителя, номер и марку машины сервис присылает в смс. Помимо срочных, сервис принимает и предварительные заявки. Это удобно в первую очередь тем, кому нужно заранее запланировать поездку в аэропорт или на вокзал.
Сейчас к сервису подключено 500 машин из служб Bro Taxi и «Самарское такси». Они обслуживают пассажиров по тарифам «Эконом» (посадка — 47 руб., далее 2 руб./мин. плюс 15 руб./км) и «Комфорт» (посадка -77 руб., далее 2 руб./мин. плюс 18 руб./км ). Оплатить поездку можно наличными или банковской картой: достаточно один раз связать её с приложением. Дальше можно уже не думать о том, есть ли в кармане наличные и будет ли у водителя сдача. Для оплаты картой даже не нужно иметь её при себе.
Представитель «Яндекса» в регионах Дмитрий Горчаков поделился с нами прогнозами компании: «Мы приходим в те города, где, с одной стороны, рынок готов к переменам, а с другой, мы можем там что-то улучшить. Это практически все крупные города России и СНГ, и Самара — один из них. Под готовностью рынка мы понимаем хорошее проникновение мобильного интернета и смартфонов, потребность в такси и достаточное количество легальных перевозчиков. Под улучшениями — удобный и быстрый процесс заказа, безналичная оплата, информирование о водителе и автомобиле, его текущем местоположении и времени прибытия. Принцип работы Яндекс.Такси отличается. Мы не подключаем водителей напрямую, а работаем только с юридическими лицами — таксопарками и диспетчерскими. Таким образом, мы не конкурируем с местными игроками, а сотрудничаем с ними, передаем им дополнительные заказы. Такая схема позволяет и нам и местным игрокам успешно расти и развиваться».
У жителей Самары, уже успевших воспользоваться сервисом Яндекс.Такси, претензий к новому перевозчику не много: за крупные сумки заставляют дополнительно платить как за объёмный багаж и вместо экономного седана приезжают внедорожники. По остальным пунктам сервис Яндекс.Такси самарцев устраивает.
Это даёт основания полагать, что, скорее всего, сервис будет процветать в Самаре. Яндекс.Такси уже работает в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Омске, Уфе, Перми, Воронеже, Краснодаре, Туле, Калининграде, Сочи и Кисловодске. Так что сервисом можно пользоваться не только в Самаре, но и за её пределами. Главное, чтобы в смартфоне было приложение Такси. Его можно скачать в App Store и Google Play.
Пётр ВОСКРЕСЕНСКИЙ