Порция очередного «оптимизма от АВТОВАЗа» неумолимо заставляет взглянуть на сегодняшние реалии авторынка. Причём не только нашего отечественного, но и зарубежного. Впрочем, обо всём по порядку.
Сначала про «ВАЗовский оптимизм». Если отбросить в сторону «восторженные чепчики» по поводу сбора спец.авто нашего производства для президента автогиганта Бу Андерссона и лидера Чечни Рамзана Кадырова, то в сухом остатке остаётся лишь одно: завод планирует в ближайшие 2 года вернуть потерянные позиции и откусить от общего пирога авторынка России сразу 20% процентов. То есть одну его пятую. Это на фоне того, что за первую половину 2014 года доля бренда Lada была ровна 15,7%. Это на фоне общего падения продаж новых автомобилей как в России, так и в Европе.
Правда, стоит отметить, что мистер Андерссон в таком глобальном прогнозе немного слукавил. Он не стал прямо объяснять, что 20% рынка будет принадлежать всему триумвирату «Автоваз-Renault-Nissan». То есть новенькие авто двух других партнёров, произведённые как «здесь», так и «там», тоже входят в «считалку» оптимистичного прогноза. Но здесь куда интереснее другое. Если посмотреть на объёмы производимых и продаваемых новых автомобилей в России, в частности именно этими заграничными партнёрами АВТОВАЗа, то цифра в 20% начинает казаться если и не заниженной, то уж точно перестраховочной.
Лично у меня здесь возникает логичный вопрос: «А не знает ли мистер Андерссон о грядущих перспективах авторынка в России на ближайшие пару лет чего такого, чего простому люду пока неведомо»? Думаю, если внимательно посмотреть последние статистические исследования, как российских аналитиков, так и их европейских коллег, то кое-какие логические цепочки можно выстроить и самим. Попробуем?
Причины и следствие
Для начала давайте поймём причины общего падения продаж на авторынке. В глобальном масштабе их две: падение потребительского спроса и перепроизводство. Причём заметьте: это две одномоментные проблемы. Вам кажется это парадоксальным? Мне тоже. Меж тем, всё так и есть. Но посмотрим на каждую из них более детально. Начнём с падения спроса, то есть потребления. И в качестве затравки порция терапевтической статистики.
По данным за первые 6 месяцев текущего года, всеми любимые автокредиты показали отрицательную динамику. Не большую, в 1,2%, но в денежном эквиваленте это 12 миллиардов рублей. В то же самое время сам портфель автокредитов, то есть их общее количество, только за II квартал 2014 года вырос на 7,4%.
Что эта информация нам даёт? Она говорит, что люди хоть и стали немного больше покупать новые авто в кредит, но предпочитают автомобили «подешевле». Тому подтверждением служит и общая статистика от AEB (европейские аналитики). Казалось бы, на фоне общего экономического полу-коллапса, статистика выглядит достаточно оптимистично.
Но это только на первый взгляд. Ведь не автокредитом единым жив сегодня россиянин. Не стоит забывать про ипотеки, холодильники в кредит и прочие долговые излишества потребителей. И вот здесь открывается истинный масштаб кредитного бедствия. Доля от общего количества розничных кредитов, признающихся безнадежными к взысканию (с просрочкой от 90 дней, то есть платежи не производились более трёх месяцев), в июле достигла 10%. Это значит, что каждый десятый кредит, скорее всего, не будет погашен. За последний год данный показатель увеличился в 1,5 раза — в июле 2013 года он был равен 6,6%.
Можно и дальше углубляться в статистические исследования, смотреть детально, что и как, но нам важен сам факт. Он следующий: население закредитовано. Вот вам и одна из причин падения спроса на потребление. Есть ещё несколько. Во-первых, имеет место общее снижение благосостояния граждан. То есть цены растут, инфляция тоже, а зарплаты нет. А то и вовсе снижаются. Это можно посмотреть, посетив сайт Росстата. Во-вторых, аналитики отмечают любопытную тенденцию в поведении автомобилистов.
Если раньше люди покупали автомобили в среднем раз в 2-3 года, то теперь этот срок неумолимо увеличивается. Потребители теперь чаще посещают сервисы, максимально продлевая срок эксплуатации своих стальных коней. Так что по прогнозам средний срок использования нового автомобиля его первым владельцем скоро должен приблизиться к 5 годам. То есть к самой распространённой максимальной планке по автокредитам.
Вывод «сам собой»
Возвращаясь к оптимистическим планам АВТОВАЗа по «завоеванию» 20% рынка, вот какой вывод напрашивается «сам собой». Судя по всему, мистер Андерссон сильно рассчитывает на очередную порцию господдержки, как это у нас уже бывало. А может, уже точно знает, что она будет. В любом случае, есть очень сильное подозрение, что АВТОВАЗ вместе с партнёрами по триумвирату собираются наполнить отечественный рынок «условно дешёвыми» автомобилями. Достаточно посмотреть на ближайшие «модельные планы». Естественно, при непосредственном государственном участии.