«Бумбараш» двенадцать лет спустя
В этом году несколько молодых актеров влились в коллектив театра «СамАрт» и уже приняли участие в знаменитом мюзикле «Бумбараш». Впервые зрители увидели эту постановку двенадцать лет назад. Тогда, именно «Бумбараш» стал началом нового этапа в жизни театра — после реконструкции. Премьера состоялась 28 апреля 1997 года (восстановлен 26 ноября 2006 года; новая версия – 10 сентября 2009г.)
В обновленной версии главные роли исполняют Павел Маркелов, Мария Феофанова. До этого играли заслуженные артисты Ольга Агапова и Эдуард Терехов. Сейчас в спектакле также заняты И.Данюшин, М.Шилова, О.Агапова, Л.Кавыршина, И.Рудаков, Ю.Долгих, А.Меженный, Д.Бокурадзе, и другие актеры театра.
Брат против брата. Красные против белых. Антивоенный мюзикл. Главная идея режиссера Шапиро – искалеченная революцией и междоусобицей Россия – выражена всего отчетливей в массовке. Сценический хор, мужской и женский, вторит событиям, поворотам судеб, вместе с героями печалится, скорбит и протяжно тянет мелодию надежды.
Рецензии о спектакле говорили (первоначальная версия)
Перед нами разворачивается неизбывная для российской действительности трагедия «маленького человека». Не потому маленького, что ростом не вышел или умом Бог обделил, а потому что Россия слишком велика. И откуда бы еще взяться большевизму, как не в такой вот большой стране, где всего много.
«Бумбараш», которым открылся «СамАрт», меня поразил. Главным образом тем, что зрительный зал (битком набитый подростками, которых, по мнению предшествующих поколений, «ничем не прошибешь») вел себя так, как если бы режиссер и с ними провел не один десяток ночных репетиций, так что «непрошибаемые» тинэйджеры точно знали, где нужно непринужденно расхохотаться, а где потрясенно затаить дыхание».
«Бумбараш» — мюзикл антивоенный. Но этого мало. Война войне рознь, хотя любая – мерзость…. В гражданскую, когда свои колошматят своих только потому, что одни «красные», а другие «белые», правила не действуют. Братья по вере дерутся – клочья летят, а мораль почивает».
«Мюзиклу, как и всякому театральному жанру, положено иметь своих героев, но в случае чего он может обойтись и массовкой. В «Бумбараше» Шапиро массовка не антураж, а персонаж. Давно известная способность театра «петь и плясать» развернута здесь искусством балетмейстеров Михаила Кислярова и Екатерины Загребиной и хормейстера Натальи Герасимовой в масштабное и яркое действие.
(Геннадий Костин, Эльмира Кавалерова, Самарское обозрение, 19.05.1997).
От первого лица
Павел Маркелов, актер театра «СамАрт»
– С недавнего времени я играю в этом спектакле самого Бумбараша. До того, играл другого героя, тоже очень хорошего, но который погибал. Теперь я остаюсь живым и радую зрителя до конца спектакля. Я заменяю в этом спектакле очень хорошего артиста — Эдуарда Терехова, заслуженного артиста РФ, который играл 12 лет этот спектакль с момента его премьеры с 97 года. И для меня это был идеальный Бумбараш.
И я никак не мог себе представить себя самого на этом месте в этой роли. Однако любовь к этому спектаклю, вера в меня моих коллег, вера режиссера Адольфа Шапиро, какая-то всеобщая любовь ко мне, очень сильно помогли мне. И я надеюсь, что я стал достойной заменой!
Мария Феофанова, актриса театра «СамАрт»:
Я играю главную роль — Варю, это девушка Бумбараша. Конечно, я очень волновалась. До сих пор боюсь, и не верится, если честно, что все закончилось. Но у меня очень хорошие учителя. Страх до сих пор есть, а как я боялась, когда мы начали репетировать – тряслось все.
И еще я боюсь подвести коллег, потому что работаю с профессионалами. По началу, конечно, стеснялась. А сейчас мы начинаем, друг к другу привыкать, и мне становится легче. Ну, вообще Павел гениальный актер, поэтому с ним сложно не сработаться.
Ольга Агапова, заслуженная артистка РФ:
Меня зовут Ольга Агапова, экс-Варька, бывшая Варька в спектакле «Бумбараш». Мне было очень важно, чтобы у Маши получилась эта роль. Адольф Яковлевич, когда делал новую редакцию спектакля, у него были большие опасения – не устарел ли он? Оказывается, что нет. Он не устаревает, и наверно он еще очень долго будет оставаться современным. Ведь это наша история, которую дети знают только из учебников. А это такое очень хорошее наглядное пособие. И потом это про нашу Родину. Вот эта тема маленького человечка, который пытается выжить в такой большой стране, раздираемый разными партиями, кризисами, катаклизмами и прочим – очень современно.