
С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу новые правила расчёта утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых частными лицами.
Главное изменение — полная отмена льготных ставок для машин мощностью свыше 160 лошадиных сил. Теперь владельцы таких автомобилей будут платить по тем же высоким тарифам, что и коммерческие импортёры.
Что изменилось на практике?
Раньше ввезти мощный автомобиль можно было, заплатив сбор в размере нескольких тысяч рублей. Теперь эта сумма выросла до сотен тысяч, а в случае с новыми премиальными моделями может исчисляться миллионами. Например:
- За новый Toyota RAV4 с двигателем 2.0 л теперь придётся доплатить около 900 тысяч рублей.
- Ввоз BMW X5 может потребовать дополнительных 2,5 миллионов рублей утилизационного сбора.
Расчёт строится на базовой ставке в 20 тысяч рублей, которая умножается на коэффициент, зависящий от объёма и мощности двигателя. Для электрокаров и гибридов учитывается пиковая мощность электромотора. Помимо сбора, при ввозе по-прежнему взимается таможенная пошлина, размер которой зависит от возраста и объёма двигателя автомобиля.
Почему это произошло и что ждёт в будущем?
В правительстве поясняют, что цель нововведений — не закрыть рынок, а стимулировать развитие локального производства, сделав импорт менее выгодным. Однако на деле изменения уже спровоцировали ажиотаж и рост цен.
Ещё осенью, в преддверии вступления правил в силу, покупатели бросились приобретать иномарки, что привело к резкому скачку продаж. Таможни на Дальнем Востоке даже перешли на круглосуточный режим работы, чтобы успеть оформить машины по старым ставкам.
Ситуация может стать ещё жёстче: с 1 января 2026 года ставки утильсбора планируется повысить повторно. Эксперты прогнозируют, что это может привести к значительному сокращению ввоза автомобилей и потерям для бюджета.
Изменения вызвали широкий резонанс. Проект постановления получил рекордное число негативных отзывов на портале нормативных актов, а его вступление в силу пришлось перенести с ноября на декабрь. Тем не менее, несмотря на критику, содержание документа осталось прежним.
Сильнее всего новые правила ударят по владельцам популярных моделей среднего класса — многих корейских и китайских кроссоверов, а также подержанных премиальных автомобилей, таких как BMW 5 Series. Теперь ввоз таких машин становится для большинства россиян экономически нецелесообразным, пишет новостной портал.
Фото: nrnews.ru