От таких друзей нужно бежать без оглядки: житейская мудрость Омара Хайяма

От таких друзей нужно бежать без оглядки: житейская мудрость Омара Хайяма

Строчки Омара Хайяма о коварстве, скрывающемся среди людей, и о друзьях, превращающихся во врагов, кажутся мрачными.

Но именно в этой мрачности скрыта мудрость: не слишком ли мы доверяем тем, кто рядом? Почему слова персидского философа, написанные столетия назад, находят отклик и сегодня?

Сужение круга общения с возрастом

С годами многие замечают, что круг общения уменьшается. Энергии хватает не на десятки связей — её начинают беречь, уделяя внимание семье и действительно близким людям. Активный и коммуникабельный человек постепенно становится избирательным. Это естественный процесс, а не признак недоверия ко всему миру. Мы интуитивно фильтруем связи, оставляя рядом тех, кто не несёт «скрытой угрозы».

Хайям, возможно, имел в виду именно такую, тонкую опасность. Враг редко приходит с оружием — чаще он скрывается под маской друга, с искренней улыбкой и благими намерениями. С годами мы учимся замечать признаки зависти, скрытого коварства или алчности — даже в тех, кто кажется искренне близким. Это не цинизм, а осознанность, формируемая опытом.

Почему дружба иногда рушится

Психологи объясняют это явление через социальное сравнение. Успехи близких могут ранить, неудачи — вызывать тайное злорадство. Жизненные пути расходятся, исчезают общие точки соприкосновения. Например: женщина, не имеющая детей, может отдалиться от подруги с многодетной семьёй; арендатор, наблюдающий покупку третьей квартиры знакомым, может испытывать непростые эмоции. Это болезненно, но нормально.

Приятель против настоящего друга

Писатель Фазиль Искандер чётко различал приятеля и друга:

  • Приятель — человек для совместного отдыха, легкого общения и внешнего комфорта. Духовная близость здесь не требуется.
  • Друг — редкость. Это человек, с которым есть глубокая духовная связь, любовь к его качествам и ценностям. Искандер выделял три основы дружбы:
    1. Включённость в социальную жизнь и ощущение добра и зла.
    2. Постоянное самовоспитание и воспитанность.
    3. Превалирование духовных ценностей над материальными.

Что учит Хайям

Хайям, вероятно, не призывал видеть врага во всех. Его стихи — не манифест недоверия, а совет быть внимательным к тому, кого мы допускаем в свой внутренний круг. Ценность настоящего общения выше количества контактов, а подлинная дружба — редкость, которая требует бережного отношения.

В итоге, его слова остаются актуальными: лучше иметь одного настоящего друга, чем десятки поверхностных связей, и понимать, что доверие нужно заслужить, а не дарить автоматически, пишет новостной портал.

Фото: nrnews.ru

Что будем искать? Например,Человек

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.