Цифровая ловушка: граждан предупреждают о новой схеме аферистов — под ударом окажутся владельцы газовых плит

Цифровая ловушка: граждан предупреждают о новой схеме аферистов — под ударом окажутся владельцы газовых плит

В марте 2026 года на портале «Госуслуги» планируют запустить услугу оформления договоров газоснабжения — и эксперт Артем Шейкин (член Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации) предупреждает: это событие почти наверняка привлечёт новую волну мошенников.

Они быстро адаптируются к государственным цифровым инициативам и готовы использовать любую удобную возможность.

Что именно ожидается от злоумышленников

Специалисты прогнозируют несколько отработанных приёмов, которые мошенники применят массово:

  • Фишинговые сайты-двойники. Поддельные страницы будут копировать и интерфейс «Госуслуг», и оформление у официальных газовых компаний — чтобы выдать себя за легитимный сервис.
  • Ложные «срочные» предложения. На таких ресурсах будут предлагать «быстро оформить договор» или «продлить электронную подпись», цель — выманить паспортные данные и данные банковских карт.
  • «Цифровые консультанты» по телефону. Мошенники звонят от имени МФЦ или газовых служб и под благовидным предлогом просят продиктовать код из SMS — этот код открывает доступ к аккаунту жертвы или используется для переводов.

Почему это работает

Любая новая функция у государственных сервисов вызывает всплеск интереса у населения — одновременно с этим злоумышленники получают идеальные условия: люди спешат, доверчивы и часто не проверяют адреса сайтов или номера звонящих. Кроме того, сценарий с SMS-кодом остаётся одним из самых простых и эффективных способов захвата аккаунта.

Как не стать жертвой — практические правила

  1. Проверяйте адрес сайта. Заходите только через привычную ссылку в браузере (лучше — через закладки) или официальное приложение «Госуслуги». Остерегайтесь похожих доменов и опечаток.
  2. Никогда не пересылайте и не диктуйте коды из SMS. Легитимные сотрудники не попросят назвать одноразовый код по телефону.
  3. Не вводите паспортные и банковские данные на подозрительных страницах. Официальный портал просит минимум информации и использует защищённые формы.
  4. Проверяйте номера звонящих. Если вам звонят от МФЦ или газовой службы — положите трубку и перезвоните на официальный номер, указанной на сайте организации.
  5. Включите двухфакторную аутентификацию там, где это возможно, и используйте отдельную карту или виртуальную карту для платежей в интернете.
  6. Сохраняйте скриншоты и переписки при подозрительных действиях и незамедлительно обращайтесь в банк и в полицию при попытке списания или кражи данных.
  7. Сообщайте о фишинге. Если наткнулись на поддельный сайт — отправьте жалобу в «Госуслуги» и в Роскомнадзор, а также предупредите знакомых.

Коротко о рисках

Запуск электронного оформления договоров — удобство для граждан, но одновременно и новая мишень для мошенников. Планируйте оформление заранее, не поддавайтесь на «срочность» и используйте официальные каналы связи, пишет новостной портал.

Фото: nrnews.ru

Что будем искать? Например,Человек

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.