Загадочное здание на въезде в международный аэропорт
Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Ярко-розовое сооружение на въезде в международный аэропорт «Курумоч» уже давно привлекает внимание. Для тысяч пассажиров оно служит простым ориентиром. Однако за его обветшалым фасадом кроется печальная история взлета и падения одной из ведущих авиакомпаний Поволжья. Редакции стало известно о трагической судьбе офиса-высотки авиакомпании «Самара» от жителей поселка Береза.
Призрак у взлетной полосы
Сегодня это здание стало призраком. Внутрь, где когда-то кипела работа, можно без труда попасть через выбитые окна и двери. Ранее, чтобы войти в штаб-квартиру «Самары», нужно было пройти через несколько кордонов строгой проверки — безопасность в авиакомпании всегда была на первом месте. Теперь его облюбовали подростки, сталкеры и другие сомнительные личности.
Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Самое удивительное, что среди мусора и обвалившейся штукатурки до сих пор можно обнаружить свидетельства прошлой жизни: пожелтевшие альбомы с технической документацией на авиационные двигатели и другие артефакты, разбросанные по прилегающей территории.
Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Славное прошлое «крылатой Самары»
Судьба здания неразрывно связана с судьбой самой авиакомпании. «Самара» была основана на базе мощного Куйбышевского авиаотряда, который начал свои полеты еще в 1961 году. После приватизации в 1993 году компания стала одним из лидеров российской чартерной перевозки.
Ее самолеты — легендарные самарские Ту-154 — летали не только по СНГ, но и в Турцию, Израиль, ОАЭ, Таиланд и на Кипр. В лучшие времена авиакомпания обслуживала миллионы пассажиров, а ее флот был гордостью региона.
Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Роковой альянс и путь к банкротству
Фатальным для «Самары» стало вступление в 2005 году в крупный авиационный альянс «ЭйрЮнион». Вместо ожидаемых инвестиций, обновления флота и расширения географии, компания столкнулась с долгами и проблемами головного холдинга.
Летом 2008 года альянс обанкротился, не сумев оплатить топливо и услуги аэропортов. Рейсы массово отменялись. 30 сентября 2008 года у «Самары» отозвали лицензию, а 3 февраля 2009 года она официально прекратила свое существование. По некоторым данным, порядка 800 человек остались без работы.
Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Загадка розовой высотки: почему ее не спасли?
Офисный центр «Самары» был стратегически удобен — всего в нескольких шагах от старого терминала аэропорта. Почему же после ликвидации компании здание так и не обрело нового назначения?
Ответ, вероятно, кроется в его архитектурных особенностях. «Самара» занимала один из двух построенных по типовому проекту общежитий корпусов-близнецов. Его «брат»-близнец продолжает успешно эксплуатироваться и заселен по сей день. А вот розовая высотка стала молчаливым памятником неудачному бизнес-проекту и, в какой-то мере, целой эпохе в региональной авиации.
Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
«Прохожу мимо каждый день, сердце кровью обливается, — рассказывает Александр, житель поселка Береза. — Помню, какая это была сильная, уважаемая компания. Мы все гордились, что в нашем Куйбышеве, Самаре — свои пилоты, лучшие асы! Это здание светилось, народ с работы шел — инженеры, бортпроводницы, жизнь бурлила. А теперь… позор один. Стоит этот розовый скелет и словно напоминает: было и сплыло. Всё, во что верили, чем гордились, — разрушено до основания. Жалко до слез».
Попытки воссоздать несколько лет назад собственную авиакомпанию в Самаре под брендом «Эйр Самара» так и остались на бумаге