Российский автопарк давно нуждается в обновлении — с этим спорить сложно.
Средний возраст легкового автомобиля в стране уже перевалил за 10 лет, а в регионах до сих пор ездят машины, выпущенные в начале нулевых. Но метод, который предложила Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), вызывает бурную реакцию.
Речь идёт о резком ужесточении правил для владельцев старых машин: повышение налогов и обязательный техосмотр каждые полгода для авто старше 15 лет. Формально — забота о безопасности и экологии. На деле — потенциальный удар по и без того поджатому семейному бюджету миллионов водителей.
Что предлагает РОАД?
Главная идея — мотивировать россиян к обновлению автопарка. Но вместо прямой поддержки покупки новых машин, инициатива строится на принципе «заплати больше, если хочешь продолжать ездить на старой».
Среди предложений:
- Повышение налога на старые автомобили;
- Обязательный техосмотр каждые 6 месяцев;
- Усиленный контроль за техническим состоянием.
Автодилеры, по сути, предлагают создать условия, при которых содержание старого авто станет настолько дорогим и неудобным, что водителю проще будет купить новое.
Почему это вызывает споры?
У большинства автомобилистов такая логика вызывает как минимум скепсис. Прежде всего — потому что у значительной части населения просто нет возможности приобрести новый автомобиль. Особенно в регионах, где зарплаты ниже, а транспорт — не роскошь, а единственный способ добраться до работы или больницы.
«Повышение налогов не заставит людей массово пересесть на новые авто, — считает аналитик Сергей Петров. — Оно лишь закрепит ситуацию, при которой граждане будут дольше ездить на старых машинах, откладывая обслуживание и техосмотр, потому что банально не потянут траты».
Проблема не только в кошельке
Есть ещё один риск — ухудшение экологической обстановки и снижение безопасности на дорогах. Парадоксально, но стремление наказать владельцев старых машин может привести к обратному результату: вместо того чтобы обновлять автопарк, водители будут экономить на ремонте и откладывать визит в сервис.
При этом идея не учитывает, что рынок новых машин в России — не в лучшей форме. После бурного роста в 2024 году в 2025-м продажи резко пошли вниз. Причины понятны: ограниченный выбор, рост цен, нестабильный курс валют и общая экономическая неопределённость.
Дилеры, потерявшие часть дохода от продажи новых машин, стараются компенсировать это за счёт сервисов и запчастей. Но и здесь падение. Выходом стало бы снижение барьеров: доступные кредиты, льготы, господдержка. Вместо этого предлагают сделать владение старым авто более дорогим и сложным.
Что может пойти не так?
- Социальное напряжение. Особенно в небольших городах и сельской местности, где альтернативы личному транспорту просто нет.
- Уход в тень. Люди будут отказываться от регистрации, ездить без техосмотра или вообще оформлять машину на другого человека в регионе с меньшими налогами.
- Падение доверия к дилерам. Вместо того чтобы предлагать выгодные условия, бизнес воспринимается как тот, кто пытается навязать новые расходы.
Есть ли альтернатива?
Да. Вместо давления на потребителя, эксперты предлагают сосредоточиться на:
- снижении стоимости кредитов на покупку новых автомобилей;
- расширении госпрограмм с компенсацией части стоимости;
- поддержке производителей, чтобы цена на новые авто стала доступной широкой аудитории;
- стимулировании сдачи старых автомобилей с бонусом на покупку нового.
Обновление автопарка — задача важная и давно назревшая. Но путь к ней требует тонкого подхода. В противном случае попытка «простимулировать» рынок может превратиться в очередную головную боль для обычных водителей — и навредить тем, чьё положение и без того непростое, пишет источник.
Фото: nrnews.ru