Этапы развития крупного района Самары
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
В 1940-х годах Безымянка, трудовой район Куйбышева, обладала такой самодостаточностью, что её рассматривали как потенциальный отдельный город с возможным названием Жигулевск. Как развивался и формировался этот знаковый район, рассказал начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории Евгений Малинкин для 63.ру.
Происхождение Безымянки
Безымянка начала свою историю в начале XX века с появления одноименного разъезда на Самаро-Златоустовской железной дороге. В 1912 году был основан Самарский железнодорожно-ремонтный завод, который в дальнейшем преобразовался в Куйбышевский завод запасных частей. В 1930-е годы в этом районе возводятся первые многоквартирные здания, а в преддверии войны, в 1939-1940 годах, закладываются Безымянская ТЭЦ и предприятия наркомата авиационной промышленности.
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Война и послевоенное возрождение
В годы Великой Отечественной войны Безымянка продолжала развиваться: на её окраины эвакуировали оборонные предприятия. Куйбышев принял не только оборудование, но и семьи рабочих. В районе возводились жилые дома, школы, детские сады, больницы и другие важные сооружения. Одной из символических улиц района, улица Победы, уже в 1941-1942 годах обрел свои первые школы, магазины и медицинские учреждения. Позже район начали застраивать «сталинками», что фактически превратило его в город в городе.
Жизнь трудящихся
Рабочие авиационных и моторостроительных заводов № 1 и № 18 в основном проживали в общежитиях, коммунальных квартирах или даже в землянках на Безымянке. Руководство заводов предпочитало обитать в центре Куйбышева.
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Транспортная инфраструктура
Изначально транспортное сообщение между «большим Куйбышевым» и Безымянкой было весьма ограниченным. Однако со временем были введены новые трамвайные и троллейбусные маршруты, а в 1944 году — электрифицированная железнодорожная линия «Куйбышев — Безымянка». Существовал также проект по строительству метрополитена, который так и не был осуществлён.
«Имелся даже проект создания метрополитена — в 40-х годах в Куйбышеве находились эвакуированные из Москвы специалисты «Метростроя». Однако задумка не была реализована. Метро пришло на Безымянку только спустя несколько десятилетий, в 80-х», — поясняет Евгений Малинкин.
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Безымянка как самостоятельный город
Руководство региона было настолько впечатлённое развитием Безымянки, что даже направило Сталину предложение о создании из неё отдельного города, который планировалось назвать Жигулевском.
«В документе глава области просил выделить этот рабочий район с 35-ю предприятиями в статус отдельного города и назвать его Жигулевском», — рассказывает архивист.
Тем не менее, этот проект не получил одобрения в Москве.
Фото: Самарский областной государственный архив
Фото: tvsamara.ru