Принятая «Реформа образования» в июне прошлого года продолжает обсуждаться общественностью. Недавно появившаяся новость о том, что члены общественной палаты РФ направили письмо министру образования с просьбой пересмотреть список книг обязательного чтения для старшеклассников, уже успела вызвать некий резонанс. В обновленной программе не нашлось места для некоторых классиков: Николая Лескова, Александра Куприна, Виктора Астафьева, Алексея Толстого. Вместо них школьники будут знакомиться с произведениями Виктора Пелевина и Людмилы Улицкой.
Бурная реакция на исключения из школьной программы некоторых классиков поступила и от ученого сообщества. Опубликованную новую программу общего (полного) среднего образования по русскому языку и литературе резко раскритиковал известный академик, доктор филологических наук Всеволод Троицкий.
«В рассматриваемой программе откровенно проявилась не только научно-методическое невежество в подборе авторов, но циническое пренебрежение к русскому, в сущности — плохо прикрытое русофобство и сплошной подковерный экстремизм!», — уверен Всеволод Троицкий.
По его мнению, у школьника не сможет сложиться должного представления о таких русских явлениях, как патриотизм, уважение к труду, стремления к истине, добру, справедливости и многому другому.
«Отнимать у русской молодежи возможность впитывать с детства благодатные соки русской литературы, „русский дух“ — это не просто дело вкуса, но политическое действие, имеющее в основе этноцид. Это преступно», — убежден академик.
24 января члены Общественной палаты, в которую вошли Максим Григорьев, Анатолий Пожигайло, Андрей Дементьев, Петр Толстой, Константин Михайлов, Валентин Курбатов, а также преподаватели ВУЗов и школ, поставили свои подписи в письменном обращении к президенту РАО Николаю Никандрову. Общественники планируют составить свой список рекомендуемой литературы для старшеклассников и 31 января ознакомить с ним премьера Дмитрия Медведева.
Конкретно, шумиха началась после включения произведений «Generation П» Пелевина и «Казус Кукоцкого» Улицкой. По мнению Максима Григорьева, члена Общественной палаты РФ, произошла профессиональная ошибка, в результате которой школьникам предлагают читать про наркоманию и аборты.
«Понятно, что тот, кто хочет из школьников все это прочитать при развитии интернета, конечно, все прочитает, но делать это официальной частью программы, даже в формулировке „рекомендаций“ это совершенно неуместно», — уверен один из инициаторов поправки.
Главное, что вскрыла реформа образования, — проблемы коммуникации. Отсутствие какого-либо диалога: чиновников и депутатов, учителей и учеников, детей и родителей. Власти почему-то не хотят прислушиваться к народу. Поэтому и ведутся острые дискуссии вокруг программ изучения русского языка и литературы. По мнению многих экспертов, выбор литературы для старшеклассников должен носить взвешенный и серьезный подход.
По информации Lenta, в Минобрнауки напоминают, что на данный момент в основной и старшей школе действует стандарт 2004 года, где в числе других представлены произведения Алексея Толстого, Николая Лескова, Александра Куприна, Виктора Астафьева и Александра Вампилова. Также утверждается, что новый стандарт для средней школы вступит в силу с 2015-2016 учебного года, а для 10-11 классов — с 2020-2021 года, и при его разработке будет сохранена преемственность в изучении произведений и в количестве часов.
Наталья Березина, преподаватель кафедры издательского дела и книгораспространения СГАУ им. С.П. Королева: «Проблема надумана. Тех классиков, которые обозначены как подлежащие замене на современных авторов, школьники не читают. Поэтому от перемены мест слагаемых сумма не изменится. А творчество классиков пусть займет достойное место в курсе углубленного изучения литературы для профильных классов и специалистов-филологов».
Андрей Косицин, кандидат филологических наук, преподаватель издательского дела и книгораспространения СГАУ им. С.П. Королева, старший научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея им. М.Горького (музея-усадьбы А.Н.Толстого):
«Безусловно, реформирование должно быть, только к этому нужно подходить с „правильной стороны“, представление о которой сегодня сильно размыто. Меня лично пугают подходы и тех, кто реформирует, и тех, кто ярко противостоит этому. Классическая литература нужна и часов на нее должно быть много — потому что это база, это то, что дает представление о самой литературе и том, как у нас принято говорить, „с чем ее едят“. Но и позицию возбраняющих Пелевина и Улицкую надо бы прояснить. Ведь это хорошие авторы, замечательные представители последних лет ХХ века и современного литературного процесса, показательные примеры для разъяснения того, что такое литературный постмодернизм и того, какие проблемы решает литература в эстетическом и социальном планах. Что уж поделаешь, если литература такая — каждый писатель что-то неприличное да пропагандирует. Так и среди первых классиков, если посмотреть, легко найдутся всяко пропагандирующие — от нигилизма до порнографизма. Впрочем, весь абсурд не в том, что классиков мало, а современников много, а в том, что литературу не знают ни те, ни другие. Лично я бы Пелевина оставил. Разве что предложил бы школьникам не „Generation П“, а „Омон Ра“».