В Самаре помимо футбола есть множество других зрелищных видов спорта. О них мало кто знает, и сегодня им приходится буквально выживать. Наглядный пример — хоккей с мячом. Корреспондент РегионСамара.ру пообщался с президентом областной федерации по хоккею с мячом Владимиром Долговым и с удивлением узнал, сколько необходимо денег на поддержку этого вида спорта и в каких условиях играет бэндийный клуб ЦСК ВВС.
«Если бы с хоккеем с мячом в Самаре было все в порядке, я бы пошел по другому пути»
— Расскажите немного о себе. Где вы родились и как связали свою жизнь с хоккеем с мячом?
— Я родился в Ульяновской области в простой деревни. С хоккеем с мячом познакомился очень поздно. После окончания средней школы поступил в Педагогический ульяновский институт. Там впервые увидел хоккей с мячом. У них была команда мастеров по хоккею с мячом «Волга». В те годы она очень удачно выступала в чемпионате СССР. Хоккей с мячом в Ульяновской области всегда был спортом номер один. На все игры собирались полные трибуны. Естественно это не могло обойти меня стороной. Я влюбился в этот вид спорта и уже на протяжении 40 лет живу с ним и стараюсь сделать все, что бы он был и, надеюсь, будет в Самаре и в Самарской области.
— Сколько в общей сложности продлилась ваша карьера в качестве игрока?
— 24 года.
— Сколько за это время сменили клубов?
— Трудно сейчас вспомнить, но я поиграл во всех лигах нашего хоккея. В Высшей лиге тоже довелось поиграть в составе самарского «Подшипника». Это был сезон 95-96 годов. После этого хоккей с мячом стал терять популярность в Самарской области.
— Какой год для вас, как игрока стал последним?
— В 2004 году в последний раз пришлось выступить.
— Можно сказать, что совсем недавно.
— Как сказать. Для меня такое ощущение, что это было давно-давно. Тогда я уже был играющим тренером.
— Получается, что после окончания игровой карьеры вопрос, чем заниматься дальше перед вами не стоял?
— Если бы с хоккеем с мячом в Самаре было все в порядке, я бы пошел по другому пути. Не будь нашей команды единомышленников, этого вида спорта в городе уже, наверное, и не было. Нам пришлось спасать его, и на данный момент хоккей с мячом выживает.
— Еле-еле сводите концы с концами?
— Мы уже не мечтаем о Высшей лиге. Наша задача – хотя бы просто сохранить бэнди в Самаре. Если верить архивным данным, хоккей с мячом появился в городе в 1914 году. Можете себе представить, что скоро у него будет юбилей – 100 лет! Старше, быть может, только футбол. Та игра проходила 14 февраля между двумя училищами на месте нынешнего стадиона «Локомотив».
«В прошлом сезоне непосредственно на клуб уходил вообще мизер – чуть больше 1 млн рублей»
— В каком дивизионе сейчас выступает ЦСК ВВС?
— Мы выступаем во втором по силе дивизионе страны. Здесь команды распределены по зонам – Запад, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Всего 45 клубов. В конце сезона они собираются в одном городе и разыгрывают призовые места. Победитель завоевывает право выйти в Суперлигу (первый дивизион). Если конечно на это есть деньги. В последнее время желающих не находится.
— Лучший результат самарского клуба?
— В сезоне 95-96, когда мы выступали в элитном дивизионе, заняли 17-е место среди 22-х команд. Тогда мы играли на стадионе «Торпедо», на улице Челюскинцев. Хоккей с мячом в то время был очень популярен в городе. Себе в актив мы можем записать ничью в матче с «Водником» из Архангельска, который тогда был суперклубом. После этого сезона нас перестали финансировать, и мы просто оказались выброшенными на улицу. В 97-м году мы уже нигде не играли.
— Какие сейчас проблемы стоят перед клубом?
— Не хватает финансовых возможностей нормально подготовиться к сезону, пусть он и длится с декабря по февраль. Нужно 10 млн рублей. Это хватит для нормальной жизни на две федерации – по хоккею с мячом и хоккею на траве.
— Сколько зарплата у одного вашего игрока по хоккею с мячом?
— Мы платим им 3-4 месяца (пока идет сезон) по 15-20 тысяч.
— Как при таких зарплатах вам удается удерживать их в клубе, и в этом виде спорта в принципе?
— Они влюблены в бэнди. Кто-то договаривается на работе, другие чем-то занимаются летом. Игроков стараемся набирать перед самым началом сезона – в октябре-ноябре. Так приходится меньше платить. Экономим на всем. В прошлом сезоне непосредственно на клуб уходило вообще мизер – чуть больше 1 млн рублей.
— Кто выделяет эти деньги?
— Министерство спорта и молодежной политики.
— Почему нет поддержки от частных инвесторов?
— Каждый год мы обращаемся к различным частным структурам, но, к сожалению, ответа от них не получаем. Раньше у нас был договор с ЦСК ВВС. Одно время они брали на себе львиную долю расходов, но года два назад у них начались проблемы. И сейчас они нам никак не помогают.
— Тем не менее, вы продолжаете называться ЦСК ВВС.
— Да, есть договор, который позволяет нам носить это название до 2012 года.
«Еще недавно хоккей с мячом по посещаемости был на втором месте среди всех видов спорта»
— В Самаре сейчас интерес к хоккею с мячом практически нулевой, а как в целом по стране обстоит ситуация?
— Еще недавно хоккей с мячом по посещаемости был на втором месте среди всех видов спорта. Впереди был только футбол. Особенно много зрителей приходит на игры в сибирских городах. В Кемерово на стадионе собирается по 30-40 тысяч человек.
— Сколько в Самаре ходит на хоккей с мячом?
— Еще совсем недавно на «Торпедо» собиралось много зрителей. Район, в котором находится этот стадион, жил хоккеем с мячом. Очень много заводчан посещало наши матчи. Был еще один нюанс – те, кто приходил на хоккей, потом мог бесплатно кататься на коньках. Этим тоже пользовались и мы не жаловались на недостаток зрителей. Но потом нам пришлось уйти оттуда, и интерес сразу уменьшился. Сезон 2005-2006 нам даже пришлось провести в Новокуйбышевске. Естественно, что туда никто на наши игры не ездил. Вскоре мы переехали на «Локомотив». Там мы играем в неудобное время, в 11 часов утра – приходится подстраиваться под массовые катания, которые начинаются с 13:00. До этого времени мы должны успеть сыграть.
— Почему пришлось уйти с «Торпедо»?
— Не стало завода. Пришли новые хозяева и попросили нас уйти оттуда. На «Локомотиве» нас сразу приняли. Это единственное что нас радует в нашей ситуации – хорошие отношения с руководством этого стадиона. Мы помогаем им с заливкой льда и практически не платим за аренду катка.
«Может быть, это все было зря, но человек живет надеждами, и я не исключение»
— В связи с тем, что вы теперь на «Локомотиве», пытались наладить отношения с руководством РЖД?
— Пытались, но, к сожалению, все очень тяжело продвигается. Летом мы писали письмо, с предложением о переименовании команды в «Локомотив» и хоть каком-нибудь финансировании. Пока все в стадии решении. Благодаря стараниям Олега Саитова это может произойти уже на следующий год.
— Кто сейчас играет у вас в команде?
— К сожалению, у нас осталось очень мало местных игроков – где-то половина из нынешнего состава. Остальные по большей части приехали из Ульяновска. Мы приглашаем их на зимний сезон, потом они разъезжаются. Мы не в состоянии платить им круглый год. Пытаемся хоть как-то сэкономить, поэтому игроков у нас немного. В запасе остаются 2-3 хоккеиста, а всего в обойме – 14-15. Должно быть 20, плюс персонал – массажист, доктор и другие.
— Вы сказали, что помогаете заливать лед на «Локомотиве». В чем заключается помощь?
— Приезжают игроки и заливают лед. Процесс этот длится 2-3 дня круглосуточно. Берем пожарные шланги и просто заливаем.
— Есть ли в Самаре детско-юношеская школа по хоккею с мячом?
— Нет, потому что нет условий для подготовки детей.
— Когда стартует новый сезон для вашего клуба?
— Первые игры состоятся 10-11 декабря на стадионе «Локомотив». Мы принимаем «Универсал» из Саратова. Затем мы отправимся на выезд в Оренбург и в Уральск.
— Вам наверняка надоело оббивать пороги властных и коммерчески структур с просьбами о помощи. Не хочется иногда махнуть на все рукой и сказать: «Занимайтесь сами своим хоккеем»?
— Конечно, так проще, но надо биться до конца. Мы не привыкли сдаваться. Бывают моменты, когда начинаешь так думать, но потом отходишь, ведь это наша история, тем более что хоккею с мячом в Самарской области исполнится скоро сто лет. Поэтому будем стараться, биться. А там время покажет. Может быть, это все было зря, но человек живет надеждами, и я не исключение. Должны же когда-то произойти позитивные изменения. Мы все говорим о здоровье, а хоккей с мячом – это и есть здоровье.
Артем КУЗЬМИН