Уволенная глава СПУ Ростехнадзора Панфилова отправилась в суд
16 августа в Самарском районном суде г. Самары будет рассматриваться очередной иск бывшего председателя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора (СПУ) Ирины Панфиловой о повторном восстановлении в должности.
Год назад, в июле 2022 года, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Панфилова была уволена с должности главы СПУ с официальной формулировкой «в связи с окончанием срока действия трудового контракта». Однако, как тогда писали СМИ, знакомые с ситуацией, реальными причинами увольнения Панфиловой послужили итоги ряда ведомственных служебных проверок, проведенных по жалобам поднадзорных СПУ организаций, а также сотрудников межрегионального управления. В результате расследований чиновница получила несколько замечаний, выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии, и, как следствие, была уволена с должности.
Центральный аппарат Ростехнадзора выявил, что нарушения Панфиловой носили системный характер, она не обеспечивала должным образом организацию работы и контроль за деятельностью СПУ. И это – только официальные формулировки.
Придя в 2019 году на пост руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, Панфилова при поддержке местных чиновников и семейного клана сосредоточила в своих руках мощный административный ресурс, способный влиять на промышленную политику Самарской, Ульяновской, Саратовской и Пензенской областей. Эту власть она использовала в личных интересах, злоупотребляя своими полномочиями, принимая необоснованные и несвойственные руководству надзорного ведомства решения. За время руководства СПУ она «прославилась» отнюдь не заботой о контроле и обеспечении промышленной безопасности на предприятиях региона.
«Фирменными» методами работы Панфиловой стало «закошмаривание» поднадзорных предприятий многочисленными изматывающими проверками, наложение жестких санкций, несоразмерных выявленным нарушениям. Она засыпала предприятия предписаниями, устанавливая на устранение нарушений нереально короткие сроки, игнорировала уже устраненные нарушения, проводила многочисленные необоснованные повторные проверки. Цель всего этого – вынудить руководство предприятий на коррупционное сотрудничество для прекращения «наездов». При этом чиновница любила не разовые подношения, а выплату систематической дани. Если на этом этапе такая тактика не срабатывала, Панфилова подключала более тяжелую артиллерию.
Собранные материалы передавались ею в суды, где она требовала полной остановки деятельности предприятия. Помогали ей в этом широкие связи в судейской среде, о которых мы расскажем ниже. Руководители и работники попавших в сферу интересов Панфиловой предприятий не вылезали из судов, но к их аргументам мало прислушивались. Остановка предприятия не просто парализовала его производственную деятельность, но и отрицательно влияла на трудовые коллективы, подрывала экономику и социальную сферу. Но зарвавшейся чиновнице это было только на руку, потому что делало руководство предприятия-цели сговорчивее. Выстоять в этой борьбе честным руководителям было непросто.
Таким образом, Панфиловой удалось подсадить ряд предприятий на коррупционную иглу. Хотя об этом мало говорилось публично, но признаками того, что ей это удалось, было внезапное прекращение изматывающих проверок или их формальный характер, нарушения волшебным образом прекращались, и возглавляемое Панфиловой ведомство затем годами «забывало» про то или иное поднадзорное предприятие. Обратной стороной такого поворота событий становилось все ухудшающееся состояние промышленной безопасности, рост техногенных рисков, а на ЧП и аварии Панфилова закрывала глаза. Так работала ее схема.
Так что коррупция, которую развела Панфилова в регионе, служила не только целям ее личного обогащения, но и приносила негативные и мрачные результаты в виде участившихся аварий и инцидентов, в том числе повлекших за собой гибель работников. По счастливой случайности до масштабных происшествий с массовой гибелью населения в результате возможных аварий дело не дошло.
Таким образом, за три года работы во главе СПУ Панфилова создала себе резко отрицательный образ чиновника-коррупционера, вызвала мощный шлейф многочисленных жалоб и судебных исков лично на себя и на возглавляемое ею управление. Возникавшие тут и там публичные и непубличные скандалы подорвали репутацию СПУ и его руководства. Такая «деятельность» Панфиловой, бросающая тень на ведомство, обратила на себя внимание центрального аппарата Ростехнадзора, зорко следящего за чистотой своих рядов. Результатом этого стало увольнение, и какой-либо иной работы Панфиловой, что логично, предложено не было.
Лишившись после увольнения источников незаконного заработка, в конце 2022 года Ирина Панфилова отправилась в суд. Формальным основанием для оспаривания приказа об увольнении было то, что она не была предупреждена об этом за полгода, как того требовал стандартный трудовой контракт с чиновниками такого уровня, и ей не сообщили о дальнейшей ротации.
Однако, как можно предположить, контракт требовал не только этого, но и добросовестного исполнения чиновником руководящих обязанностей, и не предполагал использования им служебного положения в личных целях, расходящихся с законом. Видимо, учитывая это, заместитель генерального прокурора по ПФО Николай Шишкин вынес в судебном заседании в адрес Панфиловой и СПУ представление. Это наверняка вызвало дополнительное недовольство со стороны федерального ведомства.
13 декабря 2022 года решением Самарского районного суда г. Самары Ирина Панфилова была восстановлена в должности руководителя СПУ и вернулась к своим обязанностям.
В своем интервью для СМИ по итогам судебного заседания Панфилова выразила тогда надежду, что ее дальнейшая работа во главе СПУ будет «такой же продуктивной, как и раньше». Впрочем, что именно Панфилова привыкла считать продуктивной работой, мы описали выше. Не постеснялась она отметить и «высокие результаты деятельности управления» под своим руководством.
Как говорят источники из числа местных предприятий, с тех пор стиль руководства Панфиловой не изменился. Не изменилась, по всей видимости, и позиция федерального ведомства Ростехнадзора по отношению к работе Панфиловой. В соответствии с законом ей заблаговременно были предложены несколько вариантов ротации, но они, видимо, ее не устроили. В результате в августе 2023 года с соблюдением всех требований законодательства Панфилова вновь была уволена. И в августе же она опять обратилась в суд с требованием восстановления в должности. Какие аргументы она представит суду и как они будут рассмотрены, мы скоро узнаем.
Как писали СМИ, на судебные заседания Панфилова является не только с копией своего трудового договора, но и опираясь на мощную поддержку семейного клана, тесные связи в судейской среде Самарской области. Эти же связи на протяжении работы Панфиловой во главе СПУ помогали ей кошмарить предприятия региона для достижения своих коррупционных целей.
Муж Ирины Панфиловой Вячеслав Корепин является председателем 2-го судебного состава апелляционной инстанции по уголовным делам Самарского областного суда и заместителем председателя Квалификационной коллегии судей Самарской области. Свекор Панфиловой Александр Корепин более 30 лет работал председателем Автозаводского суда г. Тольятти, знает все и вся, а брат чиновницы – мировой судья в Ставропольском районном суде г. Тольятти. Эти родственники имеют разветвленные и тесные связи в судейской среде, и верно служат интересам Панфиловой.
Стоит также отметить, что все эти лица в течение длительного периода их деятельности пользовались покровительством теперь уже бывшего председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции Александра Ефанова. В августе 2023 года Ефанов был досрочно лишен полномочий, а также статуса 1-го квалификационного класса. Такое решение 24 мая 2023 года вынесла Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) ВС РФ, рассмотрев доводы депутата Госдумы РФ от Самарской области Александра Хинштейна.
Согласно приведенным в заявлении парламентария фактам, Ефанов был уличен в ряде крупных эпизодов коррупционной деятельности, которые помогли ему за бесценок стать владельцем дорогостоящих объектов недвижимости – нескольких десятков гектаров земли рекреационной территории острова Поджабный и других участков в престижных центральных районах Самары, а также других активов, стоимость которых значительно превышает доходы чиновника. Генпрокуратура усмотрела в этом деле признаки крупного мошенничества.
Вот на поддержку таких людей и надеется Ирина Панфилова, отстаивая права на доходную должность. Однако трудно представить, что ее работодатель – федеральный Ростехнадзор – готов будет смириться с тем, что одно из значимых региональных подразделений ведомства будут возглавлять люди, ставящие собственные коммерческие интересы выше интересов общества.
Не будем забывать, что целью деятельности ведомства является обеспечение промышленной безопасности предприятий отраслей, которые выпускают продукцию, имеющую стратегическое значение для укрепления экономического потенциала и поддержания национального суверенитета страны. Именно на достижение этих целей и направлена деятельность надзорных и правоохранительных органов, а задача судебной системы – защита этих национальных интересов.