Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну, но не исключено, что работы могут возобновиться после уточнения программы. Об этом РИА Новости сообщил генеральный директор самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов.
В декабре прошлого года генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин анонсировал в Facebook, что проект сверхтяжелой ракеты, которая получила название «Енисей» (а в более тяжелой версии — «Дон»), будет пересмотрен с целью использования более прорывных технологий: метана в качестве топлива вместо кислорода и керосина.
В январе 2021 года совет Российской академии наук по космосу рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты. А в феврале Баранов заявил СМИ, что техническое проектирование ракеты «Енисей» приостановлено из-за возможной коррекции ее облика. Теперь работы по созданию кислородно-керосиновой сверхтяжелой ракеты полностью прекращены.
«РКЦ ‘Прогресс’ действительно прекращены работы по ‘Элементы СТК'», — сказал Баранов.
Он уточнил, что работы прекращены на стадии технического проектирования. Ранее предполагалось, что оно завершится в октябре 2021 года. Опытно-конструкторская работа «Элементы СТК» предусматривала разработку ключевых элементов и технологий создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса.
Она выполнялась «Прогрессом» по заказу «Роскосмоса». Ракета должна была собираться из разрабатываемых РКЦ «Прогресс» ракет «Союз-5» и «Союз-6» на кислородно-керосиновых двигателях РД171МВ и РД-180МВ.
В то же время Баранов не исключил, что в будущем соответствующие работы могут быть возобновлены, если такое решение примет «Роскосмос». При этом, отметил он, предприятие совместно с госкорпорацией «ведет работу по уточнению программы создания космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса».
Ранее источник РИА Новости сообщал, что вместо кислородно-керосиновой сверхтяжелой ракеты в России может быть создан метановый носитель сверхтяжелого класса: шесть боковых блоков разместят вокруг центрального — все с двигателем РД-182 (мощные метановые двигатели) — и верхней ступенью на базе РД-0169 (метановый двигатель). По словам собеседника, инициатива перехода на метановое топливо вместо керосин-кислорода — личная инициатива главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.