В Тольятти идет реализация положений программы по снижению напряженности на рынке труда. Бывшие инженеры и автоспециалисты теперь осваивают новые профессии. По материалам СМИ, занятия у бывших спецов теперь весьма разнообразны: от уборки леса до организации собственного бизнеса. В нашем понимании как-то тяжело представить бывшего узкозаточенного специалиста-«технаря» новоявленным предпринимателем. В основной своей массе подобный бизнес живет, в лучшем случае год-два. Потом закрывается. Хотя, разумеется, возможно и обратное.
Понятно, что программа принималась не от хорошей жизни. И главная ее цель – это снижение напряженности на рынке труда (что абсолютно нормально). Но какова обратная сторона медали?
Здоровенная ложка дегтя заключается в том, что наш регион потеряет высококлассных специалистов. Да, среди увольняемых далеко не все инженеры с дипломом «Политеха». Есть и менее квалифицированный труд, но который сейчас нужен и региону, и стране в целом. В голове не укладывается – как можно слушать нытьё о дефиците рабочих специальностей и почти одновременно эти же специальности «списывать в утиль»? (читай – переквалифицировать и переобучать рабочих)
Перспектива переезда на новое место, где бы работники смогли бы найти себе применение по выбранному профилю, возможна, но лишь отчасти. В ту же Калугу согласятся поехать далеко не все.
— Правильнее было бы создавать условия для работы в нашем городе. Ведь можно было создать для специалистов рабочие места в ОЭЗ. Однако этого почему-то не делается. Сейчас правительство Самарской области отказалось от финансирования технопарков. Что касается переездов работников в другие регионы, то мы к этому относимся скептически. Народ у нас оседлый. Непонятно – как они (рабочие – прим.) будут жить на новом месте? На каких гарантиях? И таких факторов очень много, — считает лидер независимого тольяттинского профсоюза «Единство» Петр Золотарев.
С такой позицией отчасти согласен представитель Международной Федерации труда в Самарской области Олег Молчанов, который считает, что шансы на трудоустройство есть у молодых специалистов с образованием. Как правило это те люди, у которых еще нет семьи. Перспективы работников старшего возраста выглядят, увы, более прозаично.
Дмитрий КРАВЧЕНКО
kravchenko@regionmedia.ru