1 апреля на сайте Минэкономразвития Российской Федерации появился проект технического регламента о безопасности алкогольной продукции. Согласно ему, на бутылках со спиртным в ближайшее время может появится надпись «Алкоголь вредит Вашему здоровью», которая будет занимать не менее 20% этикетки.
Данный проект в министерстве предлагают обсудить всем россиянам, поэтому и разместили его в Интернете в открытом доступе. Планируется, что надпись «Алкоголь вредит вашему здоровью» будет нанесена прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера с междустрочным интервалом, не превышающим высоту шрифта.
Данную инициативу уже поддержал главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. По его словам, такая крупная надпись поможет большинству россиян не попасть под влияние пагубной привычки и удержит многих граждан от чрезмерного употребления спиртных напитков.
— Сегодня одним из банальных и вульгарно эффективных приемов является то, что все надписи, невыгодные для производителя, делаются мелкими буквами в расчете на то, что потребитель к моменту прочтения этой надписи уже изрядно поизносил свое зрение и плохо читает,- подчеркнул Онищенко.
Комментирует пресс-секретарь Общества защиты прав потребителей Юлия Шарапова: «С одной стороны, появление подобных надписей на бутылках с алкоголем, по сути, акт справедливости. Ведь курильщиков «предупредили» о вреде курения как минимум несколько месяцев назад, алкоголь же в тот момент выпал из поля зрения РПН. Хотя вред от употребления спиртных напитков неоспорим.
С другой же стороны, российского потребителя в виду принятия данных мер, может ожидать неприятный сюрприз — уход с рынка иностранных игроков, которые трепетно относятся к дизайну своей этикетки и вряд ли станут менять ее в угоду российским нововведениям».
Другие специалисты считают, что проблем с импортным алкоголем возникнуть не должно, так как в техрегламенте не указано, что надписи должны именно печататься. Они могут, например, наклеиваться.
— Было бы очень хорошо, если бы в техрегламенте был прописан запрет наносить на бутылки маркетинговые надписи, рассчитанные в основном на подростков, типа «Ты крут», «Давай познакомимся», «Давай поговорим» и так далее. Но такая мера не предусмотрена, — сказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. —
Совсем другого мнения человек, которого еще недавно называли «водочным королем» Самары — бывший председатель Ассоциации производителей и поставщиков алкогольной продукции при Торгово-промышленной палате Самарской области Александр Милеев:
— Я думаю, что это бессмыслица. Как пишут на сигаретах предупреждающие надписи, и на дорогих элитных сигаретах тоже – так их все равно покупают. То же самое будет и с алкоголем. Это холостой выстрел. С злоупотреблением алкоголем нужно бороться и можно с помощью тех законов которые сейчас есть. Есть закон не продавать алкоголь детям до 18 лет? Есть! Выполняется он? Нет. Есть закон не распивать алкоголь в общественных местах? Выполняется? Опять таки нет! Не с надписей нужно начинать, — прокомментировал проректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Александр Милев.
Марк Антонов
mark_antonov@regionmedia.ru