Президент России Дмитрий Медведев в прошедшую субботу подписал перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России. Вся информация об этих мерах опубликована на официальном сайте Кремля.
Среди наиболее примечательных моментов опубликованного документа значится исключение из корпораций с руководящих позиций ряда видных госслужащих в обозримой перспективе. Так, среди отчисленных оказались:
— зампред Правительства РФ Алексей Кудрин (покинет «Банк ВТБ», «АЛРОСА»),
— первый зампред. Правительства Виктор Зубков («Россельхозбанк», «Росспиртпром», «Росагролизинг»),
— зампред Правительства РФ Игорь Сечин («Роснефть», «Роснефтегаз», «Интер РАО ЕЭС»),
— министр обороны Анатолий Сердюков («Оборонсервис»),
— министр энергетики РФ Сергей Шматко («Русгидро», «Газпром», «Зарубежнефть»),
— министр транспорта Игорь Левитин («Шереметьево», «Аэрофлот-российские авиалинии»),
— министр сельского хозяйства Елена Скрынник («Объединенная зерновая компания»)
— министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев («Инвестиционная компания связи», «Первый канал»)
До 1 октября текущего года советы директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с госучастием должны покинуть все вице-премьеры, федеральные министры, а также руководители органов исполнительной власти администрации Президента. Армию «отчисленных» пополнят также министр экономического развития Эльвира Набиуллина («Газпром») и помощник президента Сергей Приходько («НПО Машиностроение», «тактическое ракетное вооружение»)
Для чего Президент провел такие меры? СМИ высказывают несколько версий. Одна из них – подобные меры должны заметно повысить эффективность управления крупными компаниями. Вполне вероятно, что и коррупционная составляющая при подобном реформировании должна пойти на снижение. Однако не совсем ясно тогда, почему вывод из госкомпаний затронул исключительно «топовых» чиновников? И ничего не сказано о выводе из состава управления, например, родственников, жен, детей крупных государственных деятелей. Понятно, что привязать этот вопрос к теме по формальным вещам не получится. Тем не менее, у нас он возникает.
Участие государства в управлении крупной коммерческой структурой у некоторых вызывает ассоциацию поведения слона в посудной лавке. Понятно, что повышать эффективность управления надо. И позиция Дмитрия Медведева в том, что надо начинать с «головы», представляется правильной. Однако опять же вопрос – кто придет на смену и будет ли управление более эффективным? Оценку этому можно дать лишь спустя какое-то время.
— Мое личное отношение к поручению Президента в целом позитивное. Все же чиновник, федеральный или региональный, выполняет четко определенную функцию. При чем тут корпорации, пусть даже и государственные, не совсем понятно. Тут может возникнуть конфликт интересов. Любые корпорации работают для извлечения прибыли, пусть даже и идущей в пользу государства. А чиновники несут совершенно различные функции, не всегда совместимые с понятием «получение прибыли», — поделился своим мнением депутат Самарской Губернской Думы Михаил Дегтярев.
Подобной позиции придерживаются и другие опрошенные нами эксперты:
— Решение Президента – это правильное решение. На мой взгляд, подобное реформирование оптимизирует работу государственных корпораций, — рассказал нам заместитель председателя Думы г.о. Октябрьск Самарской области Владимир Ревин.
— Я считаю, что это правильное решение. Каждый должен заниматься своим делом на своем месте, — считает Игорь Станкевич, Герой России.
Перечень «отчисленных» от управления корпорациями неплохо было бы расширить и дополнить госслужащими из региональных и муниципальных администраций.
Михаил Дегтярев считает, что «спустить озвученную Президентом формулу было бы логично и ниже, на уровень регионов. Кадров у нас в регионе хватает, чиновники и так перегружены». С ним во многом солидарен и Игорь Станкевич, считающий, что подобное решение будет принято.
Большинство наших корпораций нуждается в грамотных и высокоэффективных управленцах. Новое поколение менеджеров, возможно, сможет вывести крупный бизнес на новые мощности и сделать его еще больше социально ориентированным. В этой связи особое внимание стоило бы уделить «Роснано» — компании, на которую возлагают большие надежды первые лица государства, но которое по неведомым причинам за несколько лет своей работы так и не принесло сколько-нибудь значимых результатов.
Дмитрий КРАВЧЕНКО