Город

Владимир Бурматов: «Какая разница, чьё дерьмо оказалось в моих лёгких?»

Депутат государственной думы, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды, координатор федерального проекта «Чистая страна» Владимир Бурматов встретился в 16 ноября с самарской экологической общественностью и журналистами. В ходе разговора политик высказал свое мнение о состоятнии «мусорной реформы» в стране, отчитался о деятельности своего комитета и не забыл про Грету Тунберг.

Начав беседу, Владимир Бурматов упомянул, что в Самарской области пребывает уже второй день и успел посетить Тольятти, где премировал местных школьников, инициировавших раздельный сбор мусора и успешно реализующих эту идею. По мнению почти самого главного эколога в стране, забавным оказалось, что награждение ребят пришлось на День вторичной переработки отходов: «Вторичной переработки у нас нет, а праздник есть, с чем вас всех и поздравляю», — с улыбкой прокомментировал он.

Депутат госдумы отметил, что самыми болезненными для всех без исключения регионов России являются как раз темы переработки отходов, качества атмосферного воздуха и питьевой воды: «Комплекс мусорных проблем, с которыми мы сейчас сталкиваемся, достаточно серьезен, учитывая то, что десятилетиями мы просто складывали мусор на полигонах, не предпринимая никаких мер по его утилизации».

Бурматов отметил вечное «противостояние» экономики и экологии: «Промышленники еще не привыкли, что теперь им прилетает по голове за выбросы, ведь двадцать последних лет им только и говорили: вы, пожалуйста, работайте, создавайте рабочие места, создавайте добавочную стоимость, наращивайте объемы производства».

Политик уверил собравшихся, что за те два года, что он возглавляет профильный комитет, было принято законов об охране окружающей среды намного больше, чем за всю работу госдумы шестого созыва, в том числе ратифицировали Парижское соглашение по климату и закон о защите животных, включая поправки в уголовный кодекс РФ.

Несмотря на то, что встреча происходила явно в Самаре, особое внимания политик уделил проблемам Челябинска – в госдуму он баллотировался кандидатом из Челябинской области, которая традиционно считается одним из самых неблагополучных в экологическом отношении регионов: «На моем избирательном округе размещена большая часть челябинской промышленности, начиная от цинкового производства и до никелевого – самая широкая гамма. Одна из городских свалок расположена тоже в черте города, и раньше, чтобы проохать просто на трамвае мимо всех этих заводов, люди автоматически доставали шарф и обматывали им лицо – и это читалось нормой, а первым тостом в любой компании металлургов всегда был: чтобы труба дымила, то сейчас все совершенно по-другому. Я общаюсь с промышленниками, с олигархами, владельцами заводов, и они мне говорят: слушай, мы на работу не можем специалистов нанять! На двести, на триста тысяч никто не едет, не готовы везти сюда семью. И они понимают, что на капитализацию предприятий «зеленая» репутация влияет не меньше, чем объемы производства».

Владимир Бурматов оптимистично заметил, что не все так плохо в России с экологией, как кажется: «И несмотря на то, что нас упорно пытаются назвать самыми чумазыми ребятами на свете, в мире по объему выбросов парниковых газов мы всего лишь пятые. На первом месте – Китай, на втором – США. США выходит из Парижского соглашения по климату, а мы туда заходим. Меня даже иногда спрашивают, не проект ли Российской Федерации Грета Турберг!»

Тема экологии сейчас в топе, и в ряде регионов – вообще номер один, опережает проблемы медицины, образования, общественного транспорта и ЖКХ, заявил политик. И ситуация, по его мнению, не изменится, «зеленые» темы навсегда останутся в тренде. Закончив на этом вступительную речь, господин Бурматов предложил дальнейшую работу построить в формате дискуссии.

Отвечая на вопрос о промышленных выбросах в Тольятти, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды напомнил, что законодательно с 2020 года квоты появятся в 12 самых неблагополучных с точки зрения качества воздуха городах, но каждый субъект РФ, не вошедший в список, вправе инициировать квотирование выбросов и у себя. «Мне будет абсолютно все равно, чье именно дерьмо оказалось в  моих легких. Оно же там оказалось!», — справедливо отметил он.

Однако в крупных городах значительный вклад в загрязнение воздуха вносит и автотранспорт, признал политик: «Важны идеи по переводу общественного транспорта на газомоторное топливо, создание преференций по переводу личного транспорта на газ».

Обсуждение пресловутой «мусорной реформы» заняло большую часть времени: раздельный сбор, вторичная переработка отходов, строительство мусороперабатывающих заводов, рекультивация полигонов и тарифы региональных операторов.

По мнению господина Бурматова, роль регионов в этом вопросе – определяющая, полномочий выдано предостаточно, и никто другой за регионы эту работу делать не будет.

«Если брать непосредственно ПФО, — конкретизировал политик, — то тут справляются, пожалуй, только Татарстан и Мордовия».

Глава думского комитета по экологии обратил внимание собравшихся на то, что само выражение «мусорная реформа» — неправильно, потому что реформировать можно то, что уже существует, а в России всю систему приходится создавать заново, когда в Советском Союзе прекрасно существовала вторичная переработка, залоговая стоимость тары, сбор стекла и макулатуры.

«И каждый социально ответственный член общества кефирную или молочную бутылку мыл дома и относил в пункт приема бутылок уже чистой, а социально неответственный член общества эту бутылку мыл в луже», — вспомнил он.

В целом ситуацию со сбором мусора господин Бурматов признал неудовлетворительной: основным методом обращения с отходами является их складирование на свалках. «Регионы просто не хотят этим заниматься», — посетовал он. Решений не предложил. Традиционные для россиян вопросы «кто виноват» и «что делать» остались без ответов.

Регион Самара