Самарское областное правительство пытается получить с опального бизнесмена Бориса Березовского 58 миллионов рублей. Они обязаны их выплатить по решению Красногорского городского суда, принятому в 2009 году. В 1994 году Березовский, будучи директором АОЗТ «ЛогоВАЗ», заключил договор с ОАО «АвтоВАЗ» на поставку двадцати тысяч легковых машин. Поставщик так и не дождался положенной по договору выплаты на сумму 144 миллиарда рублей. Получается, что деньги остались у олигарха, а бюджет Самарской области из-за этой махинации потерял более 58 миллионов рублей. В начале февраля, самарское правительство объявило конкурс по поиску юристов, которые заберут деньги у предпринимателей.
На этой неделе чиновники разъяснили абсурдные условия объявленного ранее тендера на взыскание долга с Бориса Березовского, по которому победитель мог получить 60 миллионов рублей за взыскание 58 миллионов рублей. Как следует из технического задания к конкурсу, участвовать в нем могут как организации, так и любое физическое лицо. Исполнитель контракта обязан сохранить в тайне всю операцию и результат.
Теперь выяснилось, что получить контракт можно при условии «индексации задолженности» за счет инфляции и упущенной выгоды. Кроме того, исполнитель контракта, чтобы получить обещанные 60 миллионов рублей, должен вначале обеспечить перечисление на счет областного бюджета порядка 353 миллионов рублей.
— По условиям конкурса, после зачисления на счет бюджета взысканных сумм исполнитель получит 17% от зачисленных средств, но не более 60 миллионов рублей – максимальной цены контракта. 58 миллионов являются стартовой суммой. Важным условием контракта является индексация оценки ущерба. Это возможно за счет возмещения упущенной выгоды, учета ущерба деловой репутации, инфляции, – говорится в сообщении правительства Самарской области. Таким образом, губернское правительство пытается, выражаясь языком улицы «поставить на счетчик» Березовского.
По сути дела объявлен так называемый «гонорар успеха».
Что такое «гонорар успеха»? Это когда адвокат с клиентом договариваются: если дело решится в его пользу, то он в качестве вознаграждения выплатит некую сумму. Эта сумма может быть как единственной, так и дополнительной частью вознаграждения. “Гонорар успеха” закладывается в соглашение с клиентом, когда предстоит очень сложная работа. Иными словами, в случае выигрыша клиент расплачивается с адвокатом из сумм, взысканных с проигравшей стороны. И такой подход применим только к имущественным спорам, а в уголовном судопроизводстве об этом не может быть речи. Аналогичное положение содержится и в Кодексе профессиональной этики адвоката. При этом считается нормальным получение вознаграждения в процентах от цены иска в случае успешного окончания дела.
Однако, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 было определено, что «гонорар успеха» в России вне закона. Дословно: «клиенты должны оплачивать юристам фактически осуществленные действия, а не результат». Но видимо для самарских чиновников Конституционный суд не авторитет.
Юристы, прочитавшие условия контракта, сомневаются в их законности, а саму затею считают откровенной авантюрой. Сам Борис Березовский, уже заявил, что у него нет долгов перед самарским региональным правительством.
Конкурс назначен на 3 марта. Самарское правительство опять блеснуло редкостным талантом ставить себя в смешное положение. Найдутся ли юристы, которые рискнут тягаться с Березовским в британских судах? Публика с юридическим образованием, уже запасается поп-корном.
Марк АНТОНОВ