«X-Files» Владимира Громова
Стала доступной для широкого круга читателей книга пресс-секретаря компании ВоТГК, кандидата исторических наук Владимира Громова «Самарские энергетические истории». Ранее, ввиду ограниченного тиража, доступная только небольшому кругу читателей, сейчас она выложена в сети в ЖЖ-сообществе «Самарские хроники».
Красочно иллюстрированная, написанная с привлечением многочисленных архивных источников, книга Громова в увлекательной форме рассказывает о том, как происходило формирование энергетической системы Среднего Поволжья. Много здесь историй, ранее неизвестных волжанам.
Вот как описывает Громов кризисные ситуации с энергетикой во время гражданской войны и в конце 1970-х годов:
Власть не смогла наладить поставку дров в Самару и в наступившее лето 1919 года. Хотя в течение всего лета горожане самоорганизовывались в топливозаготовительные бригады и уходили в леса, чтобы самостоятельно заготовить себе дрова, но им не хватало для этого ни умения, ни топоров, ни пил. Не получалось наладить и вывоз дров из леса до города. Большая часть лошадей и подвод были мобилизованы для нужд воюющей армии. Зима 1920 года также сопровождалась в Самаре острейшим топливным дефицитом. Отсутствие отопления и закрытие самарских бань, оставшихся без дров, привело к массовой эпидемии сыпного тифа. Трупы лежали на самарском железнодорожном вокзале…
А когда ко всем бедам добавились еще снежные заносы, мешавшие доставке паровозами и даже пущенными специально трамваями дров для самарской электростанции (потому что нефти для топки уже не было), то для выгрузки топлива и расчистки заносов были организованы десятки субботников. В одном из них помимо простых горожан и самарских большевиков участвовала даже посольская миссия персидского шаха. Вышли все, включая самого консула. А вот самарские актеры от снегоочистительной повинности были освобождены «ввиду особой опасности простуды для них, сопряженной с потерей голоса».
… в 70-х и 80-х годах в СССР строилось огромное количество новых станций, чего нет уже долгие годы, однако существовали в те времена и свои проблемы. Первой из них были крайне низкие зарплаты людей, работавших в энергетике. Рабочий или инженер, уйдя с Безымянской или Куйбышевской ТЭЦ на одно из куйбышевских оборонных предприятий, сразу же начинал получать гораздо более высокую зарплату.
Это привело к «вымыванию» квалифицированных кадров. Работали на станциях и в тепловых сетях либо настоящие энтузиасты своего дела, либо те, кто больше не мог куда-либо устроиться, например, по причине склонности к алкоголизму. Порой из-за дефицита рабочих рук на самых низкооплачиваемых специальностях директорам куйбышевских электростанций приходилось привлекать на работу тех, кто отбывал 15-суточный арест за хулиганство, или собирать бродяг-алкоголиков на железнодорожном вокзале.
Второй проблемой советской и в том числе куйбышевской энергетики было то, что средства на ремонт энергетического оборудования и производственных зданий в брежневские времена выделялись в недостаточном размере. В новогоднюю ночь с 1978 на 1979 год это едва не привело к катастрофе в теплоснабжении Куйбышева.
В те годы в окнах помещения турбинных цехов городских электростанций далеко не все проемы имели стекла. Под Новый год за несколько часов резко похолодало, и температура опустилась до минус 42 градусов. Это могло привести к промораживанию оборудования и, значит, к его остановке. Кроме того, когда горячий воздух от турбин и котлов встретился с холодным потоком, лившимся внутрь сквозь незастекленные окна, в турбинных цехах возник туман, в котором ничего не было видно даже на расстоянии вытянутой руки. А как управлять оборудованием в этих условиях? Малейший сбой в работе электростанций – и город замерзнет. По воспоминаниям ветеранов, поняв, насколько серьезная складывается ситуация, люди уходили из-за праздничных столов и в новогоднюю ночь возвращались на станции. С промораживанием оборудования боролись, расставляя бочки с горящим огнем в цехах.
Но серьезной проблемой было и отсутствие видимости из-за тумана. Приходилось проявлять смекалку, чтобы найти решение проблемы.
Коллектив Куйбышевской ГРЭС управлял турбинами «на слух». Работники ГРЭС знали, как звучит каждый агрегат, и если слышали фальшивую «музыку» от какой-то из турбин, то находили ее в тумане и регулировали режим ее работы. А на Куйбышевской ТЭЦ придумали быстрое решение проблемы отсутствующих стекол. Отрезы ткани, предназначавшейся для половых тряпок, мочили в воде и накладывали на проемы окон без стекла. Тряпичная заплата моментально примерзала к раме и становилась заплатой ледяной. Воздух сквозь эту ледяную завесу не проходил, и туман рассеялся.
Куйбышевские энергетики спасли свой город от замерзания, а вот в Ульяновске в эту новогоднюю ночь ЧП все же произошло. Из-за аномальных холодов и того, что электростанция по вине брежневских бюрократов была построена по «южному проекту», произошел порыв паропровода. В результате была заморожена система теплоснабжения города. Лед разрывал теплотрассы и батареи в домах ульяновцев.
В заключении своей книги Громов обращается к своим читателям с просьбой: если им известны какие-либо интересные истории о развитии энергетики Самарской области, обращаться в управление по связям с общественностью ОАО «Волжская ТГК».