Здоровье

Не быть жертвой: как живут дети с сахарным диабетом и почему это не так страшно?

14 февраля в Самарской областной детской клинической больнице им. Н. Н. Ивановой прошел семинар «Медико-социальная помощь детям с сахарным диабетом в трудной жизненной ситуации». Поговорили с главным детским эндокринологом Самарской области Евгенией Михайловой об отношениях между ребенком, болезнью и окружающими.

В чем цель вашего мероприятия?

К сожалению, мы вынуждены отметить, что количество больных сахарным диабетом каждый год увеличивается. За прошлый год в области выявлено порядка 180 случаев, и 35% этих детей нет шести лет. Они будут жить с сахарным диабетом. Наша задача не только вырастить их здоровыми, чтобы у них не было осложнений, но и социализировать. Поэтому наше мероприятие объединяет и родителей, и врачей, и социальные службы.

В программе семинара есть практические занятия. Что это?

Вместе с медиками и соцработниками мы будет разбирать, как дети и их родители оказываются в сложной жизненной ситуации. Любое хроническое заболевание ей является. Никто от этого не застрахован: у нас есть семьи с разным достатком, семьи, где несколько детей имеют сахарный диабет. Мы будем разыгрывать разные сценарии, чтобы врачи знали, как лучше помочь больному.

Почему больных детей становится все больше?

Сложно сказать, свою роль может сыграть все. Вообще сахарный диабет – явление аутоиммунного характера. Одна из теорий: сейчас дети живут в «стерильных» условиях, а чисто технически наш иммунитет настроен на постоянную борьбу с инфекциями. Родители часто обеззараживают все подряд и не дают иммунной системе ребенка работать. Она «скучает» и начинает действовать против собственного организма. Стартовым моментом для этих аутоиммунных процессов, как правило, являются вирусные инфекции, например, грипп. Прошла эпидемия – у нас увеличивается количество больных диабетом. Поэтому какую-то роль в росте заболеваемости играет отказ от прививок.

Родители узнают, что их ребенок болен, и впадают в шок. Как им выйти из этого состояния?

Если говорить о впервые поставленном диагнозе, то, конечно, время принятия заболевания у каждого разное. Шок возникает, потому что человек не знает, чего ожидать. Когда он получает информацию от врача и помощь психолога, ему становится легче. Кроме того, в отделении у нас атмосфера доброжелательности, поддержки, мы постоянно общаемся с пациентами. Пройдёт неделя, и всё встанет на свои места.

Больному приходится придерживаться определенного режима. Как объяснить это ребенку?

Я бы не сказала, что сейчас режим очень строг. Современные подходы к лечению сахарного диабета позволяют детям не очень сильно ограничивать себя в жизни. У нас есть специализированный детский сад, ребята ходят в школу, занимаются спортом, идут в вузы. Они могут жить обычной жизнью. Современные способы введения инсулина позволяют им посещать любые учреждения питания. Конечно, они не должны употреблять одни сладости, но обычные блюда в ресторанах и кафе пациенты могут есть. Ограничения сейчас не настолько строгие, как много лет назад. Кроме того, есть много приспособлений, которые снижают болезненность инъекций и мониторинга сахара в крови, например, инсулиновые помпы.

Чем будет отличаться жизнь больного ребенка от обычного?

Он будет жить как обычный человек, только ещё использовать инсулин и контролировать уровень сахара в крови. Да, у него есть ограничения – он должен внимательней относится к себе. Но с другой стороны, такой человек будет вести здоровый образ жизни. Чаще, если вы встретите ребенка с диабетом, вы даже не поймёте это. Один из наших пациентов, которого мы наблюдаем с двух лет, недавно приходил на обследование. Сейчас ему 18, и он нагибался, проходя через дверной проём – так что дети с диабетом растут совершенно нормально. Задача медиков – научить их жить и не привить им зависимость от болезни. Здесь соцзащита и врачи должны работать и с ребенком, и с родителями.

Зависимость от болезни – то есть, когда человек воспринимает себя как жертву?

Да, есть люди, которые «уходят» в болезнь. Например, есть тип женщин «я же мать!». Они склонны настраивать детей: «ты болен, ты туда не ходи». Мы стараемся наших пациентов сделать обычными.

Окружение ребенка должно знать о его заболевании?

Конечно – очень плохо прятать свою болезнь. Некоторые обыватели принимают инъекции инсулина за наркоманию. Тем больше мы скрываем, тем больше подобных негативных ассоциаций у людей возникает. Кроме того, окружающие должны знать о заболевании, чтобы в случае чего помочь человеку. Например, у больного диабетом может неожиданно упасть уровень сахара в крови, а иногда это приводит к потере сознания. Чаще, если кто-то лежит на улице, о нем думают в негативном ключе, а это может быть больной диабетом. Мы рекомендуем пациентам носить браслет, на котором указан телефон лечащего врача или больницы. Сейчас нужно просвещать население – говорить о диабете и объяснять, что это такое.

Талгат МУСАГАЛИЕВ

Регион Самара