Город

Плохой октябрь

С начала года объем просроченной задолженности в самарских банках вырос на 31%.

В октябре банки Самарской области нарастили объем просроченной задолженности сразу на 900 млн рублей. Такого в этом году еще не было: от месяца к месяцу просрочка росла на 100-600 млн рублей. Банкиры и эксперты предполагают, что не всем предприятиям удалось выйти из кризиса и заплатить по долгам, реструктуризованным годом ранее. Кроме того, вероятно, что кто-то из «больших» клиентов самарских банков допустил в октябре задержку по платежу. 

По оперативным данным ГУ ЦБ по Самарской области, в октябре объем просроченной задолженности в банках Самарской области вырос на 900 млн рублей — до 16,5 млрд рублей (по состоянию на 1 ноября). Основные виновники такого роста — юридические лица, которые за октябрь нарастили объем просрочки на 700 млн рублей — до 5,8 млрд рублей. Физические лица увеличили этот показатель в октябре на 200 млн рублей. Таким образом, с начала года общий размер долгов, не выплаченных в срок, вырос на 31%.

Доля просроченной задолженности по отношению к общему кредитному портфелю самарских банков выросла с 7,4 до 7,71%. У «физиков» этот показатель вырос с 9,17 до 9,23%, у юрлиц — с 5,57 до 6,22%.

В целом, этот показатель растет не так быстро, как фактически растет объем просроченных кредитов. Дело в том, что кредитный портфель банков также начал рост, съедая тем самым просрочку. В сентябре он вырос на 3,3 млрд рублей, подтвердив тенденцию роста, которая наблюдалась с июня.

За этот период банки нарастили свой кредитный портфель почти на 9 млрд рублей.
Октябрь подтвердил наши осторожные прогнозы — рынок постепенно начал оживать, констатирует представитель ГУ ЦБ по Самарской области.

Управляющий самарским филиалом Мастер-Банка Константин Снигарев полагает, что не все предприятия, которым ранее были пролонгированы кредиты, смогли справиться со своими проблемами.

«В кризис многим компаниям кредиты были пролонгированы, реструктуризованы, — говорит банкир. — Как мы видим, экономика пока еще не восстановилась, и, видимо, не все смогли восстановить производство и начать платить по долгам». Это точно не те долги, которые были выданы уже после кризиса, продолжает он. «Новые кредиты выдавались уже с другим подходом, — отметил Снигарев. — Риски были переоценены, и банки продолжали кредитовать более осторожно».

«900 млн рублей за один месяц — это большая цифра», — удивляется и.о. председателя правления НТБ Михаил Романов. Он предполагает, что такой скачок может быть связан с изменением методики расчета просроченной задолженности, которую ввел ЦБ с начала года. «Если раньше по долгу в 100 млн рублей был просрочен платеж на 100 рублей, то ЦБ считал только 100 рублей, а с нового года записываются все 100 млн рублей», — объясняет Романов. Возможно, что в этом месяце кто-то, на кого был оформлен большой кредит, допустил задержку платежа, и весь кредит был записан в просрочку, предположил банкир.

Рано или поздно доля «плохих» долгов сойдет на нет, уверен президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Часть из них со временем заменится новыми кредитами, а часть съест инфляция, полагает он. С ним соглашается и Снигарев. «В целом, мы видим тенденцию к снижению просроченной задолженности, — считает банкир. — В нашем банке она сокращается — и довольно резко. Полагаю, что в целом по рынку будет происходить то же самое».

Aвтор: Антон УТЕХИН
Источник: «Волжская коммуна».

Регион Самара