Спрос спросу – рознь

Если в России сейчас что-то и растет, то это спрос на качественные управленческие решения в сфере экономики, в том числе и главным образом — в производственной и инновационной сферах. Такой вывод можно сделать из выступлений «топов» государственных и финансовых структур на очередной, пятой по счету, ежегодной конференции для представителей деловой российской прессы, организованной в Москве «Альфа-Банком».

Конференция прошла в конце октября, на носу были длинные выходные, и я решил отложить публикацию заметок о мероприятии, — обсуждавшиеся там вопросы явно не для раздумий «под «оливье». Например, такой вопрос: что первично для развития страны — государственные инвестиции в модернизационные проекты или инвестиции в социальную сферу? Или: рост доли накоплений в доходах домохозяйств — это благо для экономики или зло? Или: насколько велика в России обратная зависимость между подавлением инфляции и темпами экономического роста? Перечень «проклятых вопросов» можно продолжить, но остановимся: в принципе достаточно показать, как формулировались ответы на уже приведенные.

Но сначала — общий абрис ситуации, как его обрисовал выступивший на конференции первым помощник Президента РФ Аркадий Дворкович.

Пребывая в легкой задумчивости, г-н Дворкович сообщил собравшимся, что неопределенность насчет перспектив мировой экономики по-прежнему очень велика. Если суммировать все прогнозы, то получается, что она вырастет в следующем году на 3-4%, но если посмотреть на дело трезвее, то вряд ли больше, чем на 1,5%. Это очень большая и неприятная для России разница: всего полуторапроцентный рост означает, что так же скромен будет рост спроса на российские ресурсы — нефть, газ и металлы, составляющие около 90% экспортных доходов отечественной экономики. Следовательно, не стоит заблуждаться насчет возможностей реализации масштабных проектов.

Второй минус с точки зрения инвестиций в экономику — это заложенное в госбюджете на 2011-й год и на плановый период до 2013 года увеличение нагрузки на бизнес в целом в части выплат социального характера, а также акцизов и налогов в нефтегазовом секторе. Понятно, заметил Дворкович, что это может стимулировать потребительский спрос, но отнюдь не инвестиционный, и понятно также, что будут наблюдаться (в разных пропорциях в разных отраслях) замораживание или даже снижение зарплат, увод их в тень, как это уже было в 90-х годах. Отвечая на робкий вопрос из зала, а не планируется ли как-то компенсировать бизнесу рост налоговых нагрузок, Аркадий Владимирович внятно сказал «нет!», но, поколебавшись, добавил, что «кое-что планируется для отдельных секторов, в частности, инфокоммуникационного и издательского, СМИ» (встречные улыбки зала и оратора).

С учетом ожидаемого скромного прироста внешнего спроса на российскую продукцию Минфин и другие профильные министерства готовят вторую масштабную приватизацию — и это будет, как выразился Дворкович, вторым основным фактором 2011 года. Он не стал вдаваться в подробности — потому, возможно, что днем раньше на другом форуме кое-что прояснил министр финансов г-н Кудрин. Последний сообщил, что вторая волна массовой приватизации оценивается примерно в 4 трлн. рублей, причем от регионов правительство ожидает ровно такой же отдачи, как и от реализации федеральных активов. В переводе на простой язык это означает, что Татарстан, например, должен будет продать госдоли (или уменьшить их до блокирующих пакетов и менее) во всех предприятиях, которые не служат исключительно цели обеспечения публичных функций органов гос- и муниципальной власти. Как скоро будет определен соответствующий перечень и как споро пойдет продажа (у кого деньги-то?) — вопрос отдельный.

Наконец, помощник Президента РФ подчеркнул, что в 2011 году Россия, скорее всего, будет уже жить по нормам и правилам ВТО. «По моему ощущению, сейчас вероятность нашего вступления во Всемирную торговую организацию выше 50%, — осторожно заметил А.Дворкович, — хотя еще пару месяцев назад я оценивал это менее, чем в 50%».

Важность и даже полезность вступления России в ВТО своеобразно обосновал выступивший следом за помощником Президента РФ президент «Альфа-Банка» Петр Авен. По его словам, такой шаг будет означать некую «страховку от дурости властей». Аргумент сильный, но эффект был смазан уточнением, что мы и сейчас живем фактически «по законам ВТО, добровольно взвалив на себя ряд ограничений». Раз так, получается, что никакой защиты от дурости властей ВТО не гарантирует, а вот наш аграрный сектор, автомобилестроение и некоторые другие отрасли (из финансовых — страховые компании, например, да и многие банки) могут просто уйти с рынка, не выдержав конкуренции.

Пока же, по оценке П.Авена, зависимость банковской системы РФ от внешних заимствований снизилась, по сравнению с докризисным 2007 годом, с 20% активов до 13%, и это, вроде бы, хорошо. В то же время трехтриллионные бюджетные вливания в этот сектор за два последних года отнюдь не привели к всплеску кредитования, инвестирования в основной капитал — деньги почти целиком осели на счетах банков, рассчитывающихся с ЦБ РФ и сохраняющих весьма солидные резервы под «плохие» кредиты.

Помнится, на прошлогодней конференции «Альфа-Банка» П.Авен предрекал, что доля таких кредитов в портфелях российских банков будет не менее 40-45%; в этот раз он воздержался от цифровой оценки, но дал понять, что множество «плохих» кредитов никуда не делись, они по-прежнему «зашиты» в балансах банков как реструктурированные, и это не добавляет оптимизма.

Вообще, президент «Альфа-Банка», предстающий перед прессой человека неизменно дипломатичным и осторожным в высказываниях, на сей раз был на удивление резким в оценках (сравнительно с самим собой, разумеется). Так, он в пух и прах раскритиковал Минздравсоцразвития РФ за «сочинение никому не понятных программ» (солидаризировавшись здесь с министром финансов А.Кудриным), назвал ужасающей ситуацию в электроэнергетике (и именно жестокой недофинансированностью отрасли объяснил дороговизну подключения к сетям для бизнес-структур — «в разы выше, чем в других странах») и с налогообложением нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, дав понять, что так мы придем к тому, что отрасль вообще остановится в развитии и начнет деградировать.

А чтобы ни у кого из присутствующих не оставалось иллюзий, что все дело в глобальном кризисе, Петр Олегович сообщил: Россия привлекает всего ОДИН процент мировых инвестиций — так и до кризиса было, и сейчас, 64% экспортных доходов дает стране нефть, еще 15% — металлы, как до кризиса, так и сейчас. Это, по убеждению П.Авена, есть прямое следствие нашего инвестиционного климата — состояния судебной системы, законодательства, уровня административных барьеров и тому подобного. Очень «замедленное» восстановление инвестиций — это самое печальное, резюмировал президент «Альфа-Банка».

При этом, добавил он, с точки зрения «чисто финансовой» все в ажуре: бюджет относительно сбалансирован, внешний долг составляет менее 7% ВВП, опять много денег в Стабфонде, по росту ВВП (99,9% от докризисного уровня) и торгового оборота (95,4%) мы едва ли не впереди планеты всей.

В разгар речи Петра Авена, где-то на пассаже об избыточности социальных расходов государства в ущерб модернизации, в зале конференции появился заместитель министра экономразвития РФ Станислав Воскресенский и с ходу, едва ему дали слово, затеял полемику. С точки зрения г-на Воскресенского, можно много сетовать на слабые количественные показатели объемов инвестирования в основной капитал, но суть не в этом, а в том, чтобы понять, какова цена инвестиций, то есть что и почем строится и надо ли это вообще. Что касается непомерных, с иной точки зрения, социальных обязательств государства, то надо понимать, что никакая модернизация невозможна, если в стране не будет социальной стабильности, заявил замминистра. И далее, остыв от полемического задора, коротенько рассказал о том, что, собственно, делается в комиссии по модернизации, в том числе — о четырех пилотных проектах по управлению жилфондом в части капремонта, один из которых, как известно читателям «ВиД», небезуспешно реализуется в Татарстане.

В контексте этого спора о яйце и курице или о пушках и масле показательны данные по практике «Альфа-Банка», которые привел, выступая на конференции, председатель его правления Рушан Хвесюк. Он сообщил, в частности, что сегодня доля пенсий в депозитах банка составляет 17% против 5-7% в 2005-2007 годах, за обозримый период текущего года портфель потребкредитования вырос, в сравнении с 2009 годом, на 50%, и «Альфа-банк», учитывая эти тенденции, а также явную нехватку перспективных инвестиционных проектов, смещает свои приоритеты от корпоративного к розничному сегменту, возвращается на рынок автокредитования и жилищной ипотеки и рассчитывает на наращивание доходов от расчетного бизнеса — за счет комиссий. По оценкам специалистов банка, розничный портфель организации вырастет в 2011 году на 25%, а комиссионных доходов — на 20%.

Р.Хвесюк рассказал также, что «Альфа-банк» намерен увеличить присутствие на рынке сложноструктурированных продуктов, долю малого и среднего бизнеса в своем кредитном портфеле, но прозвучало это — с учетом роста налогового давления на сектор — скорее как дежурный тезис.

Общее же ощущение от конференции — мое и многих коллег — все как всегда четко организовано, «Альфа-Банк» по-прежнему «в седле», но… дело вышло за рамки собственно банковских проблем и pr-акции. Кажется, в банковском сообществе начинает доминировать нацеленность на перемены, пусть даже с некоторым риском для стабильности. Как ни крути, а это уже политический выбор.

Что будем искать? Например,Человек