Город

БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ОТ А ДО Я: ГЛАВА ТРЕТЬЯ

В прошлый раз мы разобрали, в чем заключается разница между положением несостоятельности и банкротством. Теперь поговорим о том, что такое добросовестность и какие действия мешают кредиторам и суду понять и простить должника.

В дореволюционной России купец, если не мог расплатиться с долгами, приглашал своих кредиторов домой на чай и выкладывал перед ними все свои «амбарные» книги. И кредиторы решали судьбу своего должника: моги и помочь ему выбраться из трудной ситуации, а могли и посадить должника в долговую яму. Во многом решение зависело от того, насколько достоверно и честно должник вел учет своих дел: если кредиторы видели, что должник не скрывает имущество, не пытается обмануть, — могли и помочь должнику в его беде.

Такое поведение называют добросовестность. И от того, насколько добросовестно ведет себя должник в деле о банкротстве зависит… Нет, в долговую яму, конечно, ни кто сейчас не сажает. Но остаться после прохождения процедуры банкротства с непогашенными долгами (или как правильно говорится обязательствами) дело не самое приятное.

Наиболее распространенный способ освобождения имущества от притязания кредиторов – это дарение его родственникам. Действительно, такие сделки не подразумевают встречного исполнения и казалось бы, что в этом необычного: подарить матери квартиру. Однако, судебная практика складывается не в пользу должников: прежде чем раздаривать свое имущество, должник должен погасить все свои долговые обязательства. И по судебным актам договора дарения признаются недействительными, а добросовестность должника становится под вопросом.

Следующий по популярности способ попытаться избежать принудительной реализации всего, что нажито непосильным трудом, является заключение брачного договора.

Лично я убеждена, что отношения между супругами не могут подлежать денежной оценке. Но, к сожалению, только в одном своем определении Верховный суд придерживался такой же позиции и не признал условия брачного договора недействительными. Обычно же практика складывается таким образом, что «поделенное пополам, а не поровну» имущество супругов возвращают в конкурсную массу. Зачастую судьи по ряду признаков умеют выделять тех, кто заключил брачные договора по любви, а кто – по расчету. Это и время составления договора, и обстоятельства, предшествующие его заключению, вплоть до выяснения личных мотивов каждого из супругов. Поэтому, если супруг 99% своего заработка по договору отдает супруге, ей же отписано все движимое и недвижимое имущество, а должник остается «бесприданницей» — то суд с большой вероятностью вернет стороны в первоначальное положение. Ходят слухи, что такая практика работает даже и в Краснодарском крае.

Более того, запутывая свои «хвосты» должники, зачастую по советам не опытных советников, усугубляют свое положение. На моей практике должник заключил брачный договор и передал супруге свою долю в квартире. По факту квартира была подарена жене на свадьбу, но родственники решили сэкономить на подоходном налоге и оформили все куплей продажей. Все бы ни чего, но сам должник вместе с женой и ребенком остался прописан у своего отца в муниципальном жилье. В результате, брачный договор признается недействительным, а доля в квартире выставляется на торги. И ни кто слушать не стал показания родной тетки, которая уверяла, что денег за квартиру не получала, а именно безвозмездно отдала квартиру племяннице свадьбу. А можно было просто прописаться в эту квартиру должнику и она была бы защищена от реализации как единственное жилье должника. А вместо этого сейчас должник прослыл уклонистом и вопрос прощения долгов, вероятно, будет остро обсуждаться в финальном судебном заседании по делу.

Следующий типовая попытка оставить кредиторов с носом – сделать вид, что продал имущество знакомому и даже получил за это деньги. Как правило, свеженькие документы правильно оформлены, расписки о получении денег написаны красивым почерком и «бьются» по датам – одним словом по форме и содержанию документов подкопаться невозможно. Однако в нашей судебной системе бьют все-таки не по паспорту, а по карману. И при детальном рассмотрении той или иной сделки выясняется, что покупатель, например, последние 10 лет имел зарплату 15 тысяч рублей и не мог себе позволить купить особняк за 50 миллионов долларов, или продавец продолжает пользоваться проданным имуществом: жить в нем, клеить обои и вообще относиться к нему как к своему собственному. В таких случаях суды так же возвращают имущество в конкурсную массу.

Еще одна попытка запутать процедуру банкротства заключается в создании дружественных кредиторов. Дело в том, что кредиторы наделены большим инструментарием как в части оспаривания сделок должника, так и в части влияния на действия арбитражного управляющего. Как следствие в деле зачастую всплывают требования, основанные на расписках, а иногда и даже на решениях судов общей юрисдикции, которые при детальной проверке оказываются безденежными. Естественно, в реестр требований кредиторов такого заявителя не пускают, но осадочек-то остается.

Некоторые должники, уже в процедуре, пытаются не сообщать о своих кредиторах управляющему и суду. Не знаю, чем они руководствуются, долги перед такими кредиторами не прощаются.

Поэтому лучшим способом поведения в процедуре банкротства будет предельная честность и открытость, что и является добросовестностью.

Впрочем, в процедурах банкротства возникает и много вопросов к добросовестности кредиторов. Но об этом в следующий раз.

На правах информационных партнеров форума Legal Day: Crush (http://legalday.ru) предоставляем возможность для внимательных читателей воспользоваться промокодом на скидку в  50 процентов для участия в предстоящем форуме: regionmedia

 

Регион Самара