«Ренову» окрылило
Совладельцем аэропорта «Курумоч» может стать группа Виктора Вексельберга.
Группа «Ренова» вступила в переговоры с властями Самарской области об участии в проекте реконструкции международного аэропорта «Курумоч» стоимостью около 9 млрд рублей.
В случае их успешного завершения аэропорт получит не только инвестора, но и нового акционера. О том, что инвестором и совладельцем аэропорта «Курумоч» может стать глава группы «Ренова» Виктор Вексельберг, сообщили «СО» сразу несколько источников, близких к правительству Самарской области.
Основным владельцем аэропорта (50, 99%) до недавнего времени была Российская Федерация, другим крупным собственником (40%) является ООО «РАСИПпартнер». 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому госпакет передается в собственность Самарской области. 24 сентября Правительство РФ подготовило распоряжение, давшее старт оформлению акций в собственность региона. Этот процесс планируется завершить к началу ноября. Примерно в это же время область может выкупить пакет и у «РАСИП-партнера». Российские власти передали пакет на условиях привлечения регионом до 2015 года не менее 9 млрд рублей инвестиций в форме государственно-частного партнерства.
В обмен на инвестиции власти готовы отдать стратегическому партнеру почти 75% акций аэропорта, сохранив за собой 25% плюс 1 акция. Планируется, что сразу после того, как стратегический инвестор получит в собственность пакет акций, он приступит к реконструкции объекта. «Это должно произойти уже не позднее марта 2011 года», — пояснил «СО» источник, близкий областным властям. Между тем в руководстве ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», утверждают, что передача блокирующего пакета акций «Курумоча» частному инвестору недопустима. Как заявил «СО» источник в аэропорту, у Самарской области должно остаться не менее 51% акций, иначе регион не сможет влиять на ряд экономических и политических вопросов.
«Аэропорт «Курумоч» – это «ворота Самарской области», мы не можем отдать его в частные руки», – говорит собеседник «СО».
В любом случае переговорные процессы с потенциальными инвесторами уже идут, и, как утверждают источники «СО», наиболее вероятным из них является группа «Ренова», основной владелец и председатель наблюдательного совета которой Виктор Вексельберг уже является владельцем другого крупного аэропорта – екатеринбургского «Кольцово». В настоящее время подконтрольное группе ОАО «Кольцово-Инвест» владеет 51, 9% акций ОАО «Аэропорт «Кольцово».
Другим владельцем аэропорта ранее являлось государство в лице РФФИ, а с этого года им стало министерство имущества Свердловской области. В 2003 году началась масштабная реконструкция этого аэропорта, стратегическим инвестором которого стала группа «Ренова». Согласно данным официального сайта аэропорта, в 2005-2008 гг. общий объем инвестиций в аэропорт составил более 10, 6 млрд рублей, в том числе более 6, 8 млрд – частные. По данным различных источников, общая сумма инвестиций компаний Вексельберга в «Кольцово» в 2003-2010 гг. могла составить около 10 млрд рублей. Реконструкцию екатеринбургского аэропорта в итоге оценил губернатор Самарской области Владимир Артяков.
В своем интервью «СО» в сентябре он, в частности, заявил: «Курумоч» – привлекательный аэропорт с точки зрения логистики, позволяющий организовывать перевозки по многим направлениям. Посмотрите на Екатеринбург – как изменился там аэропорт после реконструкции, как заметно выросли потоки, как это повлияло на инвестиционную привлекательность региона». Вексельберг также проявлял интерес к аэропорту «Сочи», 100% госпакета которого были выставлены на аукцион в 2006 году, однако в итоге владельцем аэропорта стало ООО «СтратегияЮг», подконтрольное Олегу Дерипаске. Как оценивают возможное сотрудничество с правительством Самарской области в рамках реконструкции аэропорта «Курумоч» в группе «Ренова», выяснить не удалосьна конец минувшей недели ответ на запрос «СО» получен не был.
Ждут четверых
В ноябре аэропорт посетят потенциальные стратегические инвесторы
Виктор Вексельберг далеко не единственный претендент на пакет акций ОАО «Международный аэропорт «Курумоч». По информации «СО», в ноябре Самарскую область также посетят делегации УК «Лидер», «ВТБ-Капитал» и российскоавстралийского инфраструктурного фонда Macquarie Renaissance, также проявившие интерес к реконструкции самарского аэропорта. Все эти компании уже являются партнерами крупных аэропортов в различных частях мира. Так, УК «Лидер» сотрудничает с австрийским аэропортом «Вена» (Vienna International Airport); «ВТБ-Капитал» – с управляющей компанией AG Fraport, владельцем аэропорта во Франкфуртефонд Macquarie Renaissance – с одноименным австралийским аэропортом Macquarie. Под управлением группы Macquarie в 2009 году находились активы в общей сумме $170 млрд, «ВТБ-Капитала» – $40 млрд, группы «Ренова» – $19, 5 млрд, УК «Лидер» – 315 млрд рублей. Группа «Ренова» является стратегическим инвестором и акционером различных международных и российских предприятий, включая ТНК-ВР, UC Rusal, Oerlikon и Sulzer.
В апреле «Корпорация развития Самарской области» провела переговоры со Сбербанком России и ОАО «Газпромбанк», которые также могут принять участие в «ноябрьских показах». В самарском «Белом доме» не исключают возможности сотрудничества с китайскими инвесторами. Предварительная договоренность о заимствовании технологий и об инвестировании в реконструкцию «Курумоча» достигнута с муниципальными властями города Шэньчжэнь. Пока же ни один из данных стратегических инвесторов не подтвердил «СО» своих планов в отношении реконструкции и покупки контрольного пакета акций аэропорта «Курумоч». Итогом посещения региона и аэропорта «Курумоч» станет предложение потенциальными «стратегами» концепций развития аэропорта, на основании которых областные власти составят обоснование инвестиций в проект. Данное обоснование будет включать в себя необходимую сумму инвестиций в объект, этапы реализации реконструкции «Курумоча» и предварительный проект его реконструкции.
Поступь олигарха
До сих пор интересы Виктора Вексельберга в Самарском регионе лежали в сфере нефтехимии.
В 2005 году Вексельберг установил контроль над новокуйбышевским заводом ОАО «Нефтехимия». Сейчас, помимо этого актива, под контролем бизнесмена в Самарской области фактически находятся мощности ТГК-7 (ОАО «Волжская ТГК»). Ранее группа «Ренова» была акционером чапаевского ОАО «Промсинтез» и ОАО «Тольяттиазот», но к настоящему времени акции данных предприятий проданы. Екатеринбургская группа даже пыталась стать акционером ОАО «Куйбышевазот», но аккумулировать в своих руках хоть сколько-нибудь значимый пакет ей не удалось. В целом бизнес Вексельберга по России насчитывает несколько стратегических направлений, в числе которых фигурируют нефть и газ, металлургия, энергетика, девелопмент, телекоммуникации и нанотехнологии.
После реконструкции «Курумоч» сможет обслуживать жителей всего Поволжья
Согласно планам областных властей, аэропорт «Курумоч» должен быть реконструирован в период с 2010-го по 2015 год.
На первом этапе предполагается возвести временный терминал прибытия внутренних воздушных линий и снести действующий. Кроме того, планируется реконструировать и модернизировать вспомогательные объекты инфраструктуры, а затем построить пассажирский терминал и модернизировать объекты управления воздушным движением. Второй этап реконструкции предполагает строительство пассажирского терминала, а также монтаж и модернизацию терминального оборудования. При дальнейшей разработке концепции проекта власти определят целесообразность строительства нового грузового комплекса и объектов неавиационной деятельности. Предполагается, что после модернизации аэропорт будет обслуживать жителей всего ПФО, включая население Самарской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской областей и Республики Татарстан.
Есть мнение:
Леонид Шварц, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч».
— Я, конечно, слышал про все эти инвестиционные компании. Они все достойные и обладают мировым опытом в развитии аэропортов международного уровня, но пока не владею информацией о том, что кто-либо из них готов инвестировать в развитие аэропорта.
Алексей Долматов, президент ассоциации «Версиво».
— Я присутствовал в составе самарской делегации на встрече губернатора с мэрией города Шэньчжэнь в Китае, и там действительно обсуждалась тема инвестирования в аэропорт. В регионе может быть создан российско-китайский авиационный грузовой терминал и открыто прямое воздушное сообщение с городом Шэньчжэнь. Впрочем, объемы инвестиций и сроки реализации проекта пока сторонами не раскрываются.
Евгений Шаго, аналитик УК «Ингосстрахинвестиции».
— Исходя из мировой практики, проекты такого уровня, как аэропорты, должны окупаться не ранее чем через десять лет. Однако «Курумоч» – очень выгодный способ вложения средств, поскольку является стратегическим транспортным узлом, соединяющим Поволжье с Уралом. Это может обеспечить высокие пассажиропотоки, и думаю, что «Курумоч» имеет все шансы начать окупаться уже через пять-шесть лет.
Инга Гонтарева, заместитель директора представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» в Самаре.
— Акции аэропорта «Курумоч» не имеют серьезного веса на фондовом рынке, поэтому говорить о сверхприбылях, думаю, рано. Объем инвестиций в размере 9 млрд рублей считаю вполне достаточным для того, чтобы произвести реконструкцию объекта в соответствии с мировыми стандартами.
В 2009 году «Курумоч» заработал 50 млн рублей
ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» — многопрофильное предприятие, которое объединяет работу около 50 служб
Уставный капитал – 485 млн руб.
Выручка по итогам 2009 года составила 790 млн руб.
Чистая прибыль — 50,9 млн
Владельцем контрольного пакета акций «Курумоча» пока остается государство
Собственники ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»:
50,99% — Росимущество (акции оформляются в собственность Самарской области)
40,16% — ООО «РАСИП-партнер»
8,62% — граждане России
0,22 — Rамswооd Liм-теd (Кипр, Никосия)
Автор: Отдел политики.
Источник: «Самарское обозрение».