Ухищрения адвокатов «ТОАЗа» не срабатывают в суде
В Комсомольском районном суде г. Тольятти продолжаются слушания по уголовному делу о многомиллиардных хищениях на ПАО «Тольяттиазот». Фигурантами дела являются основные владельцы химкомбината — бывший председатель совета директоров предприятия Сергей Махлай, бывший президент корпорации «Тольяттиазот» Владимир Махлай, бывший гендиректор предприятия Евгений Королев, а также их швейцарские партнеры по перепродаже продукции «Тольяттиазота» — владелец компании Nitrochem Distribution AG Андреас Циви и ее гендиректор Беат Рупрехт. Все обвиняемые по делу находятся в международном розыске, их судят заочно.
С начала текущего года состоялось несколько судебных заседаний, в ходе которых были представлены подробные схемы вывода прибыли с предприятия. По мере ознакомления с материалами дела адвокаты подсудимых проявляют все большую нервозность и пытаются всеми силами противодействовать суду: тянут время, придумывают разнообразные фантастические предлоги, чтобы сбить суд с толку.
Так, на последнем заседании суда 8 июня адвокаты Московский и Тихомиров, чтобы не допустить оглашения документов, обличающих их подзащитных, заявили отвод прокурора из-за совпадения его позиции с позицией потерпевших. Очевидно, слабое знание основ уголовного процесса адвокатов обвиняемых привело к тому, что они забыли, что прокуратура и потерпевшие находятся на стороне обвинения, поэтому нормально, если их позиции совпадают. Исходя из этого, упреки адвокатов в адрес прокуроров, что их позиция по делу похожа на позицию потерпевших, выглядят смешно. Впрочем, уловки адвокатов не произвели на судью впечатления, и в отводе прокурора было отказано.
Истерическое настроение защитников подсудимых можно понять, учитывая возможное приближение обвинительного приговора — по заявленному гражданскому иску придется вернуть заводу около 75 млрд рублей, чего явно не хочется ни самим подсудимым, ни их адвокатам, которые в таком случае останутся ни с чем.
В настоящее время гособвинение перешло к ознакомлению с материалами уголовного дела. Среди 500 томов довольно однообразных документов порой всплывают интересные факты из жизни обвиняемых. Например, Сергей Махлай сейчас проживает в США под именем George Mack. Уже после получения паспорта гражданина США Сергей Махлай по неизвестным причинам дважды менял свое имя — сначала на Serge Makligh, а потом на George Mac.
Такой калейдоскоп смены имен и фамилий, возможно, объясняется просто: стремлением «Сергея Махлая» избежать арестов во время поездок по разным странам мира. Кроме того, известный журналист и блогер Олег Лурье открыто называет американского бизнесмена российского происхождения Сергея Махлая американским агентом влияния, работающим против России.
Напомним, что в конце 2012 года правоохранительные органы обнаружили, что ТОАЗ продавал свою продукцию по заниженной цене швейцарскому офшору Nitrochem Distribution AG, аффилированному с основными владельцами — Сергеем и Владимиром Махлаями. Тот, в свою очередь, реализовывал ее по всему миру уже по рыночной цене. Эта часть прибыли никогда не возвращалась в Россию и оседала в карманах Махлаев и их швейцарских партнеров — Циви и Рупрехта. Также руководство ТОАЗа и его швейцарских трейдеров подозревают в массовом выводе наиболее ликвидных активов из ПАО «Тольяттиазот» — в первую очередь, оборудования для производства метанола вместе с земельным участком, на котором оно расположено.
Всего за несколько миллионов рублей были проданы активы стоимостью примерно в 30 млрд рублей. Это делалось в ущерб интересам предприятия и втайне от остальных акционеров, но самое главное, что руководство продавало активы аффилированному лицу (ООО «Томет»), то есть, фактически, самим себе. Суммарный ущерб от действий руководства ТОАЗа, по оценкам следствия, превышает 80 млрд руб. Расследование дела находилось под личным контролем председателя СК РФ Александра Бастрыкина, а обвинительное заключение было утверждено заместителем генерального прокурора.
Кстати, в 2015 году в прессе со ссылкой на зарубежные СМИ сообщалось, что Андреас Циви был вызван в прокуратуру Осло для дачи показаний по делу о взятке ливийским чиновникам с целью получения режима благоприятствования при продаже химической продукции в этой стране. Как выяснилось в ходе расследования дела, в марте 2007 года Nitrochem от имени норвежской химической компании Yara перевела $1,5 млн на швейцарский счет, который на тот момент принадлежал сыну министра нефти Ливии Шукри Ганема, впоследствии исчезнувшего и найденного мертвым в Дунае.
По этому факту компания Nitrochem была приговорена к выплате штрафа в размере 750 тыс. швейцарских франков. За свои противозаконные действия Циви и Рупрехт также были приговорены к выплате штрафов.