«Металлические санкции» — чем США не достанут Россию
США вводят санкции в отношении иностранных металлургических компаний. Акции российских металлургов после прихода этой новости припали, но ненадолго – существенной угрозы для наших компаний новая инициатива американской администрации не представляет.
США уже не раз пытались оградить своих внутренних производителей за счет введения заградительных пошлин на целый ряд товаров и в первую очередь – на сталь. Это было в середине 90-х при Буше-старшем, затем в 2002-м при Буше-младшем. Впрочем, от идеи каждый раз приходилось довольно быстро отказываться в силу того, что Америка от введения этих пошлин теряла больше, чем приобретала.
И вот Штаты снова взялись за старое — Президент США Дональд Трамп подписал 8-го марта указы по вводу таможенных пошлин на импорт стали и алюминия, подчеркнув, что двумя руками поддерживает идею торговых войн и видит в них исключительно пользу для американской промышленности. Он поясняет свои действия тем, что страна имеет хронический дефицит торгового баланса в 500-600 миллиардов долларов ежегодно и, дескать, указанные меры способны переломить ситуацию к лучшему.
Указы Трампа предусматривают введение пошлин в размере 25% на импорт стали и 10% на импорт алюминия, при этом Канада и Мексика были освобождены от этих тарифов. Такие поблажки своим соседям неудивительны: во-первых, и в Мексике, и в Канаде размещено довольно большое количество американских производств, в том числе связанных и с машиностроением, во-вторых, как-никак, а друзья и соратники. К примеру, Канада является крупнейшим импортером стали в США, поставляя ежегодно около 2,5 млн тонн металла, что покрывает 9% от общего объема импорта стали в Штаты.
Президент Трамп оставил себе небольшую лазейку, допустив возможность исключений и для других стран. Это неудивительно, так как подавляющее большинство государств ЕС и восточной Азии уже выразили крайнее недовольство действиями США. Так, Ассоциация японских производителей алюминия заявила, что американские меры противоречат нормам международной торговли, тем более что японский импорт алюминия в США вовсе не влияет на национальную безопасность Штатов.
Еврокомиссия также обозначила свою твёрдую позицию, уточнив, что если запланированные Вашингтоном ограничения затронут и европейские предприятия, то Брюссель буквально в течение нескольких дней может ввести ответные пошлины на целый перечень важной продукции из США. В первую очередь речь идет о продуктах из Штатов, начиная от апельсинового сока и заканчивая виски и мотоциклами Harley Davidson. При этом ответный удар предполагается нанести в основном по продукции из тех штатов, которые имеют наибольшее значение для избирательных округов ближайших сторонников президента США.
Впрочем, основной удар Трамп пытается нанести не по Европе, а по Китаю – своему основному сопернику на глобальных рынках. На настоящий момент из 169 действующих антидемпинговых правил по стали 29 направлены именно против Поднебесной, которая является не просто мировым лидером по производству стали, выплавляя ежемесячно больше, чем в США выплавляется за год, но и будучи крупнейшим экспортером этого вида продукции в Штаты.
Эксперты всех ведущих мировых инвестиционных банков и рейтинговых компаний уверены, что введение столь высоких пошлин на импорт стали и алюминия выльется в итоге в полномасштабную торговую войну между США и КНР, так как именно Китай в наибольшей мере страдает от данных протекционистских мер. При этом и европейские производители не собираются сидеть сложа руки. Так, всемирно известная шведская компания Electrolux уже объявила о приостановке планов по инвестированию 250 миллионов долларов в модернизацию одной из своих фабрик в США и разработку новых продуктов, и можно не сомневаться, что за подобный ответ последует и от многих иных корпораций.
А что Россия? Конечно, было бы странным, если бы Трамп не постарался ущипнуть и нас – он, собственно, этого и не скрывает. Однако, если страны ЕС и Китай действительно могут существенно пострадать от американского протекционизма, то российские компании находятся в куда лучшей позиции.
Начнем с того, что многие наши компании имеют собственные производства на территории США и являются поставщиками для большого числа отраслей Америки, начиная от автомобилестроения и транспорта, и заканчивая космической отраслью и сельским хозяйством. Так, по данным министерства торговли США на долю российских поставщиков приходится 12,5% импортируемого США алюминия, и повышение пошлин довольно больно ударит именно по американским потребителям.
Заградительные меры однозначно приведут к подорожанию продукции в США, что негативно отразится на американских компаниях. Как показал опыт предыдущих торговых войн, развязанных Бушем-младшим в 2002-м году, в результате роста цен на продукцию американских компаний, зависимых от импортируемых металлов, протекционистские меры привели к тому, что более 200 тысяч человек в США лишились работы.
Кроме того, для большинства российских металлургических компаний американский рынок не так важен, как может показаться. Так, «Северсталь» уже заявила, что рынок США не является для компании приоритетным: в 2017 году туда было продано всего около 2% всей стали. И при необходимости экспортные потоки компании могут быть перенаправлены в другие регионы планеты. Крупнейший в России производитель стали Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) уже приостановил проект по увеличению прокатных мощностей в США из-за введенных пошлин, что больней ударит по американским потребителям, нежели по отечественным экспортерам стали.
На настоящий момент общая мощность производства американских «дочек» НЛМК составляет около 3 миллионов тонн в год, но металлургическая корпорация была вынуждена приостановить проект на предприятии NLMK Pennsylvania, как заявляется, «из-за неопределенности», хотя уже успела освоить около 25 % планируемых инвестиций. Неприятно, но для НЛМК не смертельно.
А вот насколько выигрышной окажется эта игра для самих Соединенных Штатов — еще большой вопрос. В частности, Лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Лондонской школы экономики и политических наук (LSE) Кристофер Писсаридес заявил, что считает большой ошибкой введение президентом Трампом заградительных пошлин.
Это, по его мнению, не поможет развитию отрасли в долгосрочной перспективе, а лишь вызовет торговую войну. Он напомнил, что обычно «повышенные тарифы используют для поддержки развивающихся отраслей, а не “динозавров», которым является сталелитейный сектор США».
Ну и последний вопрос – как отреагировали мировые рынки? Конечно, в первый момент реакция была действительно негативной – акции металлургических компаний, в том числе и российских, резко пошли вниз. Однако, по мере боле глубокого осмысления происходящего, падение цен приостановилось. Совершенно очевидно, что некоторым государствам, дружественным США, удастся «выторговать» для себя какие-то послабления и их металлурги надеются на лучшее.
Остальные же просто будут вынуждены переориентировать свои экспортные потоки на других потребителей, наблюдая, как цены на продукцию из металлов в самих США начнут расти из-за введения столь высоких пошлин. Так что оптимизм президента Трампа, решившего попробовать на прочность грабли, хранящие отпечатки ног Буша-старшего и Буша-младшего, весьма вероятно преждевременен.