Способы отъёма денег государством у предпринимателей, часть 1

Марина Жирова, адвокат, партнер Адвокатского бюро «Яблоков и партнеры», кандидат юридических наук

Мониторинг цен строительных ресурсов:

практически «не о чем волноваться» или потенциальный новый штраф в размере 900 тысяч рублей?

 

Ни для кого не секрет, что в нашем государстве столько норм и правил, что соблюдать их от «А» до «Я» абсолютно невозможно. И часто потому, что об их существовании никто даже не подозревает (я уже не говорю об абсурдности многих из них). Но незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.

ПРИМЕР: в одном из регионов нашей страны существует обширная практика, когда трудовая инспекция штрафует работодателей за отсутствие в трудовых договорах условия о норме выдаче мыла работникам. И это касается не уборщиц или санитарок — нет! Речь идёт о бухгалтерах, юристах и прочих офисных сотрудниках. И суды неизменно встают на сторону трудовой инспекции (а штраф, между прочим, от 50 тысяч рублей за одно нарушение).

Ещё одним примером таких норм (на мой взгляд, абсолютно «бессмысленных и беспощадных») являются новые правила о мониторинге цен строительных ресурсов, появившиеся в Градостроительном кодексе в 2016 году. Правительством РФ также принято Постановление от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Кроме того, Минстроем утвержден «Классификатор строительных ресурсов».

Цель нововведений заявлена как благая: результаты такого мониторинга будут применяться для определения стоимости строительства, финансируемого за счёт бюджетов, либо стоимости капитального ремонта многоквартирных домов за счёт Фонда капитального ремонта и в иных подобных случаях. Но это только на первый взгляд.

На основании указанных нормативных актов (о существовании которых в принципе мало кто знал) на протяжении всего 2017 года различные госорганы (например, таможня и статистика) предоставляли в Минстрой информацию о предпринимателях. Исходя из этих сведений сформирован перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. В этот перечень входят абсолютно все юридические лица в стране, которые производят либо ввозят в РФ строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы (далее — товары), включённые в классификатор строительных ресурсов.

Все, кто думает, что «строительные ресурсы» — это только песок, бетон, кирпичи и т.п., глубоко заблуждаются.

Это перечень товаров из нескольких тысяч позиций, сюда входит, кажется, практически всё — от установок бурения до расходомеров (с полным списком можно ознакомиться здесь).

Мониторинг цен предусматривает, что каждое юридическое лицо, вошедшее в перечень, обязано ежеквартально предоставлять в Минстрой следующие виды информации:

отпускная цена (цена реализации) товаров, предусмотренная договорами купли-продажи (средневзвешенная по объёмам и цене их реализации за отчётный период);

цена услуг по перевозке товаров судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта на территории РФ, предусмотренная договорами перевозки (средневзвешенная по объёмам и цене предоставления услуг за отчётный период);

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, и т.д.

Юридические лица не просто обязаны предоставлять указанную информацию. Сделать это можно исключительно с использованием специальных форм, через сайт Госуслуг, и только после получения квалифицированной электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Получается, что государство вновь возложило на предпринимателей дополнительные расходы: во-первых, квалифицированная ЭЦП стоит денег, а во-вторых, анализ договорных цен и заполнение указанных форм потребует немало времени, следовательно, необходимо будет выделить специального сотрудника, ответственного за мониторинг цен, и оплачивать ему соответствующие рабочие часы, потраченные на выполнение этих (абсолютно ненужных предпринимателю) мероприятий.

Однако, самое неприятное, на мой взгляд, даже не в этом. Государство требует от юридических лиц предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну (отпускные цены на товары, уровень заработной платы), при этом абсолютно никакой гарантии конфиденциальности данных сведений нет (Налоговый кодекс хотя бы предусматривает понятие налоговой тайны).

Что касается ответственности, то в настоящий момент в Кодексе об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) она предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ. Это общая норма, которая касается любого непредставления или несвоевременного представления в госорган информации, либо представления такой информации в неполном объёме или в искажённом виде. Штраф по данной статье небольшой (для должностных лиц — от 300 до 500 рублей, для юридических лиц — от трёх до пяти тысяч рублей).

Но 10 ноября 2017 года на сайте Минстроя России размещена информация о том, что разработан законопроект, согласно которому, если юридическое лицо не предоставило информацию или предоставило заведомо недостоверную информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, то это повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — от 500 до 800 тысяч рублей. В случае повторного нарушения штраф составит уже от 45 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, и от 900 тысяч до миллиона рублей для юридических лиц.

Пока данный законопроект не принят, но, как известно, от нашего государства можно ждать всего что угодно, поэтому предлагаю готовиться к худшему, и проверить — а нет ли вашего предприятия в перечне лиц, обязанных предоставлять информацию в целях мониторинга цен строительных ресурсов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Смотрите также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: