Зеркало российской действительности: Рецензия на кинокартину «Аритмия»

16 октября 2017 в 11:35
Игорь Мурченко, журналист, видеоблогер

«Аритмия» — это простое, на вид, кино, о котором можно — и нужно — говорить часами, особенно с близкими людьми.

Не волнуйтесь, данная рецензия не обернётся двухтомником, однако и в три абзаца уложиться не получается. О сюжете мы поговорим в последнюю очередь, чтобы избежать спойлеров.

Специфика

Режиссёр — Борис Хлебников

Вокруг фестивального российского кино давно сложился неприятный стереотип: такие фильмы воспринимают исключительно, как чернуху, пытающуюся запечатлеть реальность. Точнее, лишь самые мрачные стороны суровой пост-советской действительности, с которыми не все сталкивались, но каждый подозревает об их существовании.

При этом главное качество «Аритмии» — одного из наиболее самобытных фильмов 2017 года, который добрался до кинотеатров — правдоподобность.

Всё, начиная с убранства кухни главных героев и заканчивая музыкой на домашней вечеринке, не понаслышке известно зрителю. Ты мгновенно вспоминаешь, что видел такие же квартиры, таких же людей, слышал такие же разговоры, и, что самое главное, проходил через те же ситуации, что и персонажи. Ярославль, в котором происходят события «Аритмии», можно заменить на любой город — ничего не изменится. Действие картины разворачивается не в городе N: оно разворачивается в России.

Эстетика

Оператор — Алишер Хамидходжаев

Художники — Ольга Хлебникова, Алана Снеткова

В плане технического исполнения, «Аритмия» кажется совершенно тривиальной. Но не обманывайтесь, за ширмой фильма, сделанного на коленке, скрывается талантливая работа художников, декораторов и оператора. Дизайнеры воспроизвели узнаваемое окружение, а частые планы «с рук» создают ощущение нахождения внутри кадра и полной достоверности. К счастью, грань кино и реальности не стирается, поэтому документальной съемкой здесь и не пахнет.

Также на создание атмосферы грамотно работает отсутствие музыкального сопровождения. В течение фильма несколько раз главная героиня включает что-нибудь в плеере. Однако основное действие картины происходит — как в жизни — без аккомпанемента, поэтому совершенно непохоже на музыкальный клип.

Сюжет

Сценаристы — Наталия Мещанинова, Борис Хлебников

В главных ролях:

Александр Яценко — Олег

Ирина Горбачёва — Катя

Главные герои «Аритмии» Олег и Катя переживают жесточайший кризис отношений, который лишь усугубляется их работой, поскольку они оба — врачи. Он работает в отделении «Скорой помощи», а она — в приёмном покое. При этом персонажи пересекаются по долгу службы лишь однажды, а дома практически не разговаривают друг с другом.

Диспозиция в начале фильма такова: главный герой старается изо всех сил на работе, при этом бюрократическая машина и банальная глупость некоторых пациентов морально изматывают его. К сожалению его жены Кати, забыться он может только с помощью алкоголя и нескольких собутыльников (опционально).

При этом не стоит воспринимать Олега и Катю как «плохого» и «хорошую». Например, главная героиня часто проявляет холодность. В ссорах с мужем она пытается подавить его, а не выслушать. Складывается впечатление, что Олег говорит с ней в минуты покоя не как с женой, а как с психотерапевтом, который никогда не ответит. Собственно, катарсис ожидает зрителя в конце сеанса. Последние минут 20 фильма вообще веют неким трагизмом, но при этом картина всё равно не сводится к уже опостылевшей чернухе.

Вывод

Каждый зритель поймёт, прочувствует и осмыслит «Аритмию» по-своему. Пожалуй, всё зависит от личного опыта. Женщины наверняка всплакнут, а мужчины, пожалуй, вспомнят пережитое.

Я крайне советую этот фильм к просмотру. Тем более что, в картине присутствует множество подтем, которые требуют отдельного разговора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Смотрите также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: