Деловая репутация как объект судебной защиты

24 июля 2017 в 10:00

Связанные с неизбежным «усложнением» экономических отношений и жесткой конкуренцией процессы приводят к увеличению «спроса» на дополнительные инструменты поддержки компании, лежащие в смежных с экономикой областях. Любая, появляющаяся на рынке компания, с заделом на долгосрочную и масштабную перспективу, понимает, что важным компонентом ее «истории» будет деловая репутация.

Понятие деловой репутации в законодательстве отсутствует. Однако в настоящее время устоялось определенное понимание данной категории, как характеристики, принадлежащей исключительно субъектам предпринимательских и иных экономических отношений и обладающей оценочным характером. Репутация представляет собой совокупность сведений об объекте, которая может базироваться как на достоверной, так и на несоответствующей действительности информации.

Традиционно по делам данной категории обязанности по доказыванию распределяются между истцом и ответчиком следующим образом: истец обязан доказать факт распространения порочащих его сведений (в рамках данного вопроса следует подтвердить также что сведения носят характер утверждений о фактах), а также порочащий характер этих сведений; ответчик должен доказать соответствие распространенных сведений действительности.

ЭТО ВАЖНО! Законодательство неопровержимо презюмирует наличие вреда по указанной категории дел. Абсурдной была бы ситуация, при которой ответчик в качестве возражения представлял бы суду доказательства отсутствия ущерба деловой репутации истца.

Особый интерес по рассматриваемым делам представляет предмет доказывания. Для обеспечения «нерушимости» позиции своей компании и полноценной защиты ее деловой репутации необходимо помнить и акцентировать внимание на доказывании следующих фактов:

  1. Доказать, какими действиями ответчика причинен непосредственный вред;

  2. Доказать, что порочащие деловую репутацию сведения имели достаточно широкое распространение (были направлены на неопределенный круг лиц);

  3. Доказать ложность распространенной информации (несоответствие сведений действительности);

  4. Доказать факт действительного распространения информации;

  5. Доказать, что распространенная информация действительно содержала негативную оценку деловых качеств организации;

  6. Доказать фактический характер сведений (утверждения о фактах, а не оценочные суждения);

  7. Доказать отсутствие у ответчика иных целей при распространении обращения (однако ввиду отрицательности обозначенного факта, он, в ряде случаев, презюмируется).

В заключение можно сделать вывод, что Российское гражданское законодательство содержит целый ряд работающих и эффективных способов защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан, однако это пока не создает надежных гарантии в нашем непредсказуемом и нестабильном обществе от нарушений и гарантий восстановления положения существовавшего до нарушения гражданских прав, что говорит о несовершенстве современной Российской правовой системы.

Валерий ЛАПИЦКИЙ ,

управляющий партнер адвокатского бюро Legal Lab

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Смотрите также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: