Чёрная пятница: аттракцион невиданной щедрости или глобальный обман?

24 ноября 2017 в 12:30

Чёрная пятница — день глобальной распродажи. Магазины избавляются от товарных остатков, а покупатели имеют возможность приобрести нужный им продукт по смешной цене. В этот день скидки могут достигать до 95%. Однако не всё так радужно, как кажется на первый взгляд. Пользуясь ажиотажем, некоторые продавцы идут на хитрости и обманывают покупателя. Разбираемся, что такое Чёрная пятница, и что нужно сделать, чтобы не стать жертвой мошенников.

История

Термин «Чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США. Из-за того, что День благодарения приходится на четвёртый четверг ноября, Чёрная пятница выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября.

В штатах многие работники в этот день берут отгул и с самого утра идут в магазины. Первым посетителям предлагаются серьёзные скидки — это делается для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей.

Именно с Чёрной пятницы в западных странах начинается традиционный рождественский сезон распродаж.

Происхождение названия

Существует две версии того, откуда появилось название Чёрная пятница:

1) По одной из версий этот день назвали так из-за огромных пробок на дорогах, которые образовывались на следующий после Дня благодарения.

2) По другой, название Чёрная пятница произошло благодаря способу ведения бухгалтерской отчетности. Убытки записывали красными чернилами, а прибыль — чёрными, а так как выручка в этот день была огромной, то и чёрный цвет в отчетности преобладал.

В России

В России Чёрная пятница проводится с 2013 года. По прогнозам, в этом году в ней собирается принять участие каждый второй житель нашей страны.

Добросовестные продавцы используют этот день, чтобы продать залежавшийся товар, он может быть качественным, но не очень популярным. Кроме того, «Чёрные пятницы» помогают розничным операторам выполнить годовой план перед поставщиками.

Существуют и менее добросовестные продавцы, которые повышают цены на товар за несколько дней перед распродажей, а затем объявляют обычную цену продукта, как цену с невероятной скидкой. Некоторые же и вовсе завышают стоимость, пользуясь ажиотажем.

Автор картинки: Duran

Примеры обмана

В прошлом году площадка Lightinthebox.com объявила, что флагманский смартфон Huawei P9 по цене 85 тысяч рублей в «черную пятницу» будет продаваться за 40 тысяч. При этом продажи Huawei P9 стартовали в России с 39 990 рублей.

Площадка Rumall.com предложила за 15 тысяч рублей смартфон Kenxinda R7S, якобы стоивший до этого в два раза дороже. На деле же стоимость данного аппарата составляет не более 12 тысяч рублей.

Ещё один обман по данным Hi-Tech Mail.Ru — мультиварка в магазине крупного ритейлера.

«Посмотрите на эту мультиварку в магазине одного из крупных сетевых ритейлеров. В разделе акции „Черная пятница“ цена товара составляет 8 490 рублей. Заходим на архивную версию страницы и видим, что в начале ноября мультиварка стоила 6 490 рублей. Видимо надпись „специальная цена“ создавалась с иронией. При этом в официальном магазине REDMOND цены более честные».
Как не стать жертвой мошенников 

Hi-Tech.Mail.Ru дал несколько советов покупателям, которые хотят сорвать куш в «Чёрную пятницу» и не попасться на обман мошенников.

Зафиксировать все цены заранее. Вы можете изучить цены на интересующие вас товары, чтобы потом оценить объем скидки. Так вы увидите, что на самом деле 90-процентные скидки в основном касаются не самых дорогих гаджетов, а дешевых китайских аксессуаров. Торговая наценка в сфере электроники редко превышает 15%, и соответственно, реальные скидки здесь не могут быть большими. В других сферах, где маржинальность выше, скидки могут быть существеннее. Для российских сетей страницу с понравившимся изделием можно проверить в кэше поисковиков Google и «Яндекс».

Составить список покупок. Иначе вы обязательно начнете скупать что-то совсем бесполезное просто из-за плашки «СКИДКА 100500%» или с мыслью о том, что вещь пригодится в будущем. Обычно «спонтанные покупки» оказываются бесполезными.

Не забыть о промо-кодах и программах лояльности. Это может быть бесплатная доставка, возможность использовать бонусные баллы плюсом к скидке и прочее.

Найти сайты с ограниченным количеством товаров по космически низкой цене. Если повезет попасть в число первых счастливчиков, то успеете купить какой-то гаджет очень выгодно.

Если вы узнали, что цена на товар была завышена, то по закону вы имеете право обменять покупку или вернуть деньги. «Черная пятница» в полной мере подпадает под законодательство о защите прав потребителей.

В сети появляется множество фишинговых сайтов, название которых так или иначе совпадает с названиями известных магазинов. На такого рода сайтах могут украсть ваши личные данные (логины, пароли, данные банковских карт), либо просто взять предоплату за товар и пропасть.

Дарья Хамина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: