Алюминиевые мосты: «Россия отстала от всего мира на десятилетия»

Первый в мировой практике алюминиевый мост был построен более 70 лет назад, в 1939 году. Лёгкий металл использовали в конструкции Смилтфилдского моста в американском Питтсбурге: некоторые стальные элементы тогда заменили алюминиевыми. В 1946 году ещё один мост, уже полностью состоящий из алюминия, появился в американском Массене. По этому мосту было организовано движение железнодорожных составов для расположенного неподалёку алюминиевого завода. С тех пор конструкции из так называемого крылатого металла стали появляться и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии. Самым большим стал алюминиевый мост для пешеходов в Пекине. Между тем, в России поставить на поток строительство мостов из алюминия пока не удалось.

Россия отстала от всего мира на десятилетия. Первый алюминиевый мост, предназначенный исключительно для пешеходов, был построен в конце 1960 гг. в Санкт-Петербурге. В те времена крылатому металлу в мостостроении и во всём строительном комплексе прочили большое будущее. Но потом возобладало мнение, что сталь дешевле, и от алюминия отказались. В наши дни идея строительства алюминиевых мостов была реанимирована благодаря деятельности Алюминиевой ассоциации, в состав которой входят лидирующие отечественные производители алюминиевого проката и профилей. Благодаря её усилиям нынешним летом было смонтировано два пешеходных моста из алюминиевых конструкций в деревне Афонино, находящейся поблизости от Нижнего Новгорода.

Леонид Хазанов, промышленный эксперт

 

Основное отличие алюминиевых мостов — их существенно меньший вес по сравнению со стальными. Это позволяет собрать пролётное строение рядом с местом монтажа и затем целиком поднять его в проектное положение, не нарушая движения по трассе на длительный срок. Показательным примером является монтаж двух пешеходных мостов полётом 38 м, осуществлённый в деревне Афонино Нижегородской области в июле этого года. Сборка конструкций велась в парковочном кармане трассы, а монтаж, выполненный одним краном, занял всего 17 минут для одного моста и 40 минут для второго, который устанавливался в стеснённых условиях. Движение по трассе было приостановлено только на время монтажа и возобновилось сразу по его завершении. Другая особенность алюминиевых мостов — отсутствие необходимости в эксплуатационных затратах. Не требуется многократная окраска, так как коррозионная стойкость алюминиевых сплавов позволяет применять их в городских условиях без защиты или анодирования.

Ольга Хохлова, генеральный директор ЗАО «Метакон Центр»

Алюминиевый мост в деревне Афонино Нижегородской области

Установленный алюминиевый мост в деревне Афонино Нижегородской области

Сборка алюминиевого моста в деревне Афонино Нижегородской области

Эксперты отмечают, что в России существует целый ряд препятствий для строительства алюминиевых мостов.

Проблема №1 —
отсутствие нормативно-правовой базы, поскольку для проектировщиков и строителей наличие стандартов, сводов правил и других нормативных документов по тем или иным видам продукции — одно из важнейших условий для их использования. При этом свод правил «Мосты и трубы» не распространяется на алюминиевые конструкции мостов, современные высокопрочные и коррозионностойкие сплавы выпускаются по ОСТам и ТУ. Разработка СП по мостовым конструкциям из алюминия и ряда недостающих ГОСТов на сплавы и профили запланирована на 2018-2019 гг..

Проблема №2 —
устоявшийся миф о чрезвычайной дороговизне алюминиевых мостов или даже о непригодности алюминия для строительства подобных конструкций. Между тем, количество алюминиевых мостов и мостиков в Германии и скандинавских странах исчисляется уже сотнями, ортотропные плиты из алюминия используются в зарубежных автодорожных мостах с середины прошлого века, а алюминиевый Коломенский мост в Санкт-Петербурге существует с 1969 года. Кроме того, эксплуатационная стоимость любого алюминиевого моста несоизмеримо ниже, чем стального: его не надо защищать от коррозии.

Проблема №3 —
недостаточность производственной базы. Оборудование, необходимое для прессования крупноразмерных профилей, есть далеко не у всех предприятий. А некоторые заводы, располагающие таким оборудованием, находятся в законсервированном состоянии. Более того, по причине невостребованности силовых конструкций из алюминия в течение многих лет высокопрочные сплавы типа 1915 и 1935 и изделия из них вовсе перестали выпускаться.

Ситуация, по оценкам специалистов, стала меняться в лучшую сторону лишь последний год. Это связано с тем, что в прессе стал широко освещаться зарубежный опыт, а Алюминиевая ассоциация провела ряд мероприятий, направленных на информирование проектировщиков и изготовителей конструкций.

В ближайшее время планируется смонтировать ещё два пешеходных моста — в парке «Яуза» в Москве. В следующем году предполагается построить два алюминиевых моста в одном из центров по производству лёгкого металла — Красноярске. Также на повестке дня — вопрос проектирования и строительства автомобильных и даже железнодорожных мостов из алюминия. Эксперты отрасли уверяют: такие мосты прослужат очень много лет.

✳ Фотоматериал предоставлен пресс-службой Алюминиевой ассоциации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Смотрите также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: