Новости

Женский концептуальная живопись в Художественном музее

9 марта самарском Художественном музее открылась выставка «+3». В экспозиции представлены работы трех самарских художниц: Оксаны Стоговой, Светланы Шуваевой и Дарьи Емельяновой.

— Все три автора характеризуются тем, что работают в жанре концептуализма и абстракции, что непривычно ожидать от женщин-художников. Мы специально выбрали время, связанное с  международным женским днем, чтобы показать, что женское искусство более сложное явление, чем привык думать зритель, — рассказал заместитель по развитию музея Константин Зацепин.

Оксана Стогова в серии «Цветолингвистика» объединила цветовые эксперименты с лингвистическими. В течение нескольких месяцев она проводила «цветовые» исследования текстов известных художественных произведений, пытаясь уловить интерес к цветовым понятиям у разных писателей.

— Каждая работа серии – это одно произведение какого-либо автора. Каждое цветовое состояние на работе обозначено цветной полосой: одно «цветовое слово» — одна полоса. Цветные полосы следуют друг за другом именно в той последовательности, в какой «цветные слова» были выписаны художницей по мере прочтения текста. Высота работ всей серии одинакова, а ширина варьирует в зависимости от того, сколько «цветовых слов» было обнаружено в произведении, — рассказала Оксана Стогова.

Серия новых работ, представленные на выставке, ограничивается русской литературой. В неё вошли картины по произведениям Николая Гоголя, Антона Чехова, Ивана Тургенева Тургенева и других русских писателей. Ранние работы из этой серии выставлялись в Литературном музее в июне 2010 года.

Картины Дарьи Емельяновой напоминают не то фантастический лес, не то подводный мир.

Переплетающие друг друга растительные побеги и грибы, выполненные флюорисцентными красками, тем не менее, оставляют гнетущее впечатление чего-то дремучего и плотоядного. В общем, одно слово – «психоделика».

Работы Светланы Шуваевой на выставке «+3» уже демонстрировались на других экспозициях. Прежде всего «Подъезд» серия из трех картин, выполненных в технике холст-масло. На левой работе ровно посередине граница между верхней белой не закрашенной частью и нижней голубой. На центральном полотне такой же голубой нижняя масса под тупым углом с центральной точки устремляется вверх. А на правой картине, масса заливает собой все, кроме маленького белого треугольника. При отстранении, становится понятно, что весь триптих представляет собой часть подъездной стены, идущей вдоль, от лестничной клетки к лестнице на следующий этаж. Несмотря на остроумие и концептуальность этого творения, подобные произведения часто можно увидеть, если присмотреться с улицы к подъездным окнам. Гораздо интереснее арт-объекты и видео Светланы Шуваевой. Например, работа «NHFDF/ТРАВА»сделанная в стилистике «видео-арта на коленке». На экране проносятся запутанные ветки, как будто камера продирается сквозь чащобу и плутает по лесу, то направляя объектив в небо, то к земле. Снятый скромными и скупыми кадрами, тем не менее, двухминутный видео-ролик завораживает и захватывает, передавая ощущение отчаянного бега, то ли от преследования, то ли в поисках выхода.

Другая видео-работа, совмещенная с арт-объектом, называется «Легенда». Книга Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле, щедро покрыта на каждой странице гуашью разных цветов настолько, чтобы оставались всего два три словосочетания. Загадочность и бессвязность получающегося текста, сопровождает процесс смены контрастных цветов на каждом листе. Загадочность полученного повествования и откровенное балагурство, переплетаются в игривой концепции этой супрематической работы.

Откровенно говоря, выставка получилась довольно невнятной и даже слабой. Авторов собрали по половому и географическом признаку, явно привязав выставку к празднику 8 Марта. Даже сами немногочисленные работы (всего около 30 картин), откровенно не перебивали друг друга — не создавая контраста и не образуя гармонии, как пожаловалась в частном комментарии одна из художниц. На открытии целью было заявлено показать «неженское лицо» женского искусства, но идея была явно спекулятивная и экспозиция сделана впопыхах. О чем свидетельствовал ряд работ Стоговой, не уместившийся и выставлявшийся под подоконниками и без этикеток. Похоже, что первый блин новой политики Художественного музея, направленной на популяризацию актуального самарского искусства, вышел комом. Хочется надеяться, что последующие экспозиции будут менее спонтанны и более структурированы.

Илья ПОЛЯКОВ

ИА «РС»