Потребительский экстремизм – что это и как с этим бороться

Дмитрий Павлов, партнер-адвокат адвокатского бюро FORTIS.

Отношения между потребителями, продавцами, производителями, а также участниками рынка, оказывающими различные услуги, регулируются рядом законов. Ключевой из них — федеральный закон «О защите прав потребителей».

Практикующие юристы отмечают, что права потребителей законом защищены очень хорошо. Настолько хорошо, что некоторые потребители пользуются этим для получения личной выгоды.

 

 Кто они

В последнее время мы все чаще слышим термин «потребительский экстремизм». Говоря сухим языком юристов, это попытка недобросовестного клиента не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях.

Такие потребители действуют по довольно предсказуемой схеме — сначала они пользуются товаром в течение всего гарантийного срока, а после обращаются с претензией к производителю или поставщику, требуя его замены и/или соответствующей доплаты. Существуют даже те, кто пытается стабильно зарабатывать, совершая подобные противоправные деяния путём обмана или злоупотребления особым отношением к потребителям. В Тольятти эта проблема стоит очень остро, суды завалены подобными исками.

Важно отметить характерные черты, отличающие недовольного и понесшего реальный ущерб потребителя от потребителя-мошенника.

 

Как правило, потребители-экстремисты обращаются не только к продавцу товара, но и в структуры компании производителя или, например, напрямую к импортеру. Это требует от него углубленного знания законов и форм обращения, тщательного поиска нужных контактов и адресов, и зачастую говорит о том, что потребитель, скорее всего, совершает такое действие не впервые.

Также признаком мошенничества может быть отказ от предоставления товара для экспертной проверки его качества, уклонение от предоставления реквизитов или указание неверного адреса и телефона для ответа на претензию. В действиях некоторых потребителей-экстремистов прослеживается опасение, что спор разрешится в досудебном порядке и отсудить неустойку и компенсацию у компании-производителя не получится.

Также можно проследить появление недобросовестного потребителя через «сарафанное радио» в профессиональной среде — обычно потребительским экстремизмом занимаются одни и те же лица.

Если среди ваших знакомых есть те, кто уже сталкивался с претензиями того или иного потребителя и их стиль очень похож, стоит обратить на это особое внимание.

Как бороться

Одним из самых эффективных механизмов защиты от потребительского экстремизма, как ни банально это звучит, является прямая борьба с ним.

Нечестные на руку потребители зачастую надеются на разрешение ситуации в свою пользу в несудебном порядке.

Этому способствует и сложившаяся судебная практика, которая порой принимает решение в пользу потребителей практически автоматом. Об этом знают и предприниматели, которые не всегда готовы сражаться даже, казалось бы, в выигрышных для них делах.

Потребитель-экстремист, получивший профессиональный юридический отпор или хотя бы заинтересованность поставщика товара в доскональном изучении ситуации, уже не станет так активно стремиться истребовать неположенные ему на самом деле компенсации или обращаться в суд. Перспектива легко получить деньги сменится перспективой больших затрат на юридическое сопровождение, огромного количества времени и угрозы быть уличенным в мошенничестве в процессе выяснения подробностей дела. В большинстве подобных случаев такие потребители бросают свою жертву и начинают искать кого-то, с кем им было бы проще работать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Смотрите также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: